Семейство ракет-носителей
«Ангара» - новое поколение носителей на основе универсального
ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями. Конструкция
универсального ракетного модуля выбрана с учетом использования
существующих в Центре им. М.В.Хруничева производственной оснастки
и освоенных передовых технологий. Семейство ракет-носителей
«Ангара» включает в себя носители четырёх классов - от легкого
до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 т до
35 тонн (Ангара А7) на низкой околоземной орбите (при старте
с космодрома «Плесецк»).
Различные варианты «Ангары»
реализуются с помощью различного числа универсальных ракетных
модулей (УРМ-1 — для первой ступени, УРМ-2 — для второй и третьей)
— один модуль для носителей лёгкого класса («Ангара 1.1» и 1.2),
три — для носителя среднего класса («Ангара А3») и пять — для
носителя тяжёлого класса («Ангара А5»). Длина УРМа составляет
25,1 м, диаметр 2,9 м, масса с заправленным топливом 149 тонн.
УРМ комплектуется кислородно-керосиновым двигателем РД-191.
Цели создания комплекса
1. Необходим ракетный комплекс,
способный выводить спутники на геостационарную орбиты с территории
Российской Федерации (фактически, с космодрома Плесецк). Комплекс
РН Протон может быть запущен только с Байконура (то есть с территории
иностранного государства); космодром Плесецк имеет слишком высокое
расположение для этой ракеты.
2. Из стратегических соображений комплекс
должен быть полностью разработан и изготовлен российскими предприятиями
на территории России. РН Протон создавался в советское время,
под советскую инфраструктуру, под иную экономическую ситуацию.
3. Решение проблем с топливом. Традиционно
в ракетной технике в качестве топлива используется гептил (несимметричный
диметилгидразин) — токсичное, канцерогенное, экологически опасное
вещество. Китай, Индия и США могут затапливать первые ступени
ракет в океане, тем самым не загрязняя свою территорию; Россия
такой возможности практически лишена. «Ангара» будет использовать
экологически чистое и недорогое топливо на основе кислорода
и керосина. Благодаря этому себестоимость выведения килограмма
полезной нагрузки у «Ангары» будет самой низкой в мире, что
позволит России удержать лидерство на рынке коммерческих запусков.
4. Модульность. Необходима для того,
чтобы иметь возможность доставлять изделие по железной дороге
к месту старта, в том числе и к будущему космодрому на Дальнем
Востоке (по пути следования находится множество тоннелей, в
которые ступени габаритов РН Протон не проходят).
5. Полезная нагрузка «Ангары» — до 35 тонн, что
на 37% больше, чем у РН Протон (до 22 тонн).
Тактико-технические характеристики
РН семейства “Ангара” (при старте с Плесецка)
Характеристика
Ангара 1.2
Ангара 1.3
Ангара А5
Ангара А7
Стартовая масса РКН, т
171
481
773
1133
Масса ПН, т: .
- на опорной орбите
3.8
14.6
24.5
35.0
(Н кр =200 км, i=63°)
- на ГПО
3.6
(с РБ КВСК) 7.5
(с РБ КВТК)
(коммерческие КА)
2.4
(с РБ "Бриз-М") 5.4
(с РБ "Бриз-М") 12.5 (с КВТК-А7)
(Н п =5500 км, i=25°)
- на ГСО
2.0 (с РБ КВСК) 4.6
(с РБ КВТК)
(федеральные КА)
1.0 (с РБ "Бриз-М") 3.0
(с РБ "Бриз-М") 7.6 (с КВТК-А7)
Место старта
космодром Плесецк
Описание ракеты-носителя.
Энергетические и эксплуатационные
характеристики ракет-носителей «Ангара» находятся на уровне,
позволяющем успешно конкурировать с лучшими мировыми образцами
ракетно-космической техники.
Широкое применение
унификации, наряду с использованием передовых технологий производства,
позволит обеспечить более низкую - сравнительно с аналогичными
ракетами мира - себестоимость выведения полезной нагрузки в
широком диапазоне орбит.
Место старта РН семейства «Ангара» – российский
космодром Плесецк. Уникальные технические решения позволяют
с одной пусковой установки осуществлять пуск всех РН семейства
«Ангара».
22 декабря 2004 года
в Москве Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков и Премьер-министр
Республики Казахстан Даниал Ахметов подписали «Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Казахстан о создании на космодроме Байконур космического ракетного
комплекса (КРК) «Байтерек».
Космический ракетный комплекс «Байтерек» предусматривает
создание стартового и технического комплексов ракеты-носителя
«Ангара» на космодроме Байконур.
Универсальный ракетный модуль на компонентах
О2+керосин представляет собой законченную конструкцию, состоящую
из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного
отсека.
Каждый универсальный модуль оснащается одним
мощным жидкостным реактивным двигателем РД-191.
РД-191 создается на базе четырехкамерного двигателя,
применявшегося на ракете-носителе «Энергия», и ныне применяемого
двигателя ракеты-носителя «Зенит» (РД 170, 171).
В составе ракет-носителей легкого класса «Ангара
1.2» используется один универсальный модуль, в составе ракеты-носителя
тяжелого класса (А5) применяется пять универсальных модулей.
В качестве верхних ступеней
на ракете легкого класса «Ангара 1.2» применяется разгонный
блок «Бриз-КМ» прошедший летные испытания в составе конверсионного
носителя «Рокот», а на ракете «Ангара-А5» - разгонный блок «Бриз-М»
и КВТК.
Тактико-техническая
характеристика ракета-носителя Ангара 1.1
Тактико-техническая
характеристика ракета-носителя Ангара 5А |