Ракета-носитель
«Космос-3М» производится на ФГУП ПО «Полет» с 1968 года. С тех
пор и до настоящего времени зарекомендовала себя в качестве
самой надежной ракеты в своем классе. Коэффициент надежности
составляет 0,97.
РН «Космос-3М» обеспечивает одиночное
и групповое выведение космических аппаратов на эллиптические
и круговые орбиты высотой от 250 до 1700 км, при этом масса
выводимой полезной нагрузки может составлять от 500 кг (высота
орбиты 1700 км) до 1500 (высота орбиты 250 км).
С начала 1970-х годов произведено более
750 успешных пусков РН «Космос-3М». По программам международного
сотрудничества произведены запуски более 25 космических аппаратов.
На легкой двухступенчатой ракете-носителе
(РН) «Космос-3М» (11К65М) на обеих ее ступенях установлены маршевые
жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) открытого цикла с турбонасосной
подачей долгохранимого самовоспламеняющегося топлива (окислитель
– 27% раствор тетроксида азота в азотной кислоте (АК-27И), горючее
– несимметричный диметилгидразин (НДМГ)). Система управления
– инерциальная. Управление на участке работы первой ступени
РН осуществляется с помощью четырех графитовых газовых рулей
(устанавливаются незадолго перед стартом ракеты), на участке
работы второй ступени – с помощью четырех качающихся сопел,
работающих на отработанном на турбине («мятом») генераторном
газе.
КА устанавливаются под головным обтекателем
(ГО), на ферменном переходнике в зоне размещения полезного груза
(ПГ). ГО сбрасывается на участке работы второй ступени на высоте75
км.
Разделение ступеней – холодное, с использованием
тормозных твердотопливных двигателей на межбаковом отсеке первой
ступени.
Выведение КА на орбиту функционирования –
по схеме с двухкратным включением ДУ второй ступени: после первого
включения полет происходит по переходной траектории, в расчетной
точке которой вторым включением обеспечивается дополнительное
приращение скорости, необходимое для выхода аппарата на заданную
орбиту.
Параметры траектории определяются за счет
выбора продолжительности работы и интервалов между включениями
ДУ второй ступени. Стабилизация ступени на участке полета по
переходной траектории – с помощью четырех ЖРД малой тяги (по
25 Н каждый), имеющих автономные баки с вытеснительной системой
подачи топлива.
С помощью ракеты проводились астрофизические,
технологические и другие эксперименты в интересах Академии наук
СССР, международной организации «Интеркосмос», отраслевых научно-исследовательских
организаций, в т.ч. с возвращением ПГ на Землю. Примерно половина
всех проведенных пусков ракеты приходится на суборбитальные
полеты с полигона Капустин Яр для выполнения экспериментов на
гиперзвуковых скоростях.
В 1995 г. ракета участвовала в международном
конкурсе на легкий носитель Med-Lite для NASA. По оценке американских
специалистов, которые провели сравнительный анализ 18 типов
ракет легкого класса, созданных в разных странах, «Космос-3М»
был признан одним из самых совершенных.
Маркетинг носителя на западном рынке
ведут совместное предприятие Cosmos International GmbH (при
участии германской фирмы OHB-Systems) и российское предприятие
«Пусковые услуги».
Производство носителя осуществляется
(в низком темпе) в ПО «Полет» (г.Омск). В настоящее время конструкторы
предприятия ведут разработку перспективного варианта 11К65МУ
«Космос-3МУ» («Взлет»), оснащенного новой системой управления.
«Космос-3М» (впервые наименование «Космос-3М» было заявлено
в СМИ 26 апреля 1994 г.) использовался для выведения на орбиту
КА систем "Парус", "Цикада", "Коспас-Сарсат"
и др.
программы международного сотрудничества "Интеркосмос"
- "Ariabhata", "Bhaskara-1", "Bhaskara-2",
"Signe-3".
коммерческие запуски иностранных КА:
1995 г - "FAISAT"
(США), "ASTRID-1" (Швеция);
1996 г - "UNAMSAT"
(Мексика);
1997 г - "FAISAT-2V"
(США);
1998 г - "ASTRID-2"
(Швеция);
1999 г - "ABRIXAS"
(Германия), "MEGSAT" (Италия);
2000 г - "SNAP-1"
(Великобритания), "TSINGHUA-1" (Китай);
2000 г - "CHAMP",
"BIRD-RUBIN" (Германия), "MITA" (Италия).
Технические
характеристики:
Тип
ракеты-носителя – двухступенчатая, жидкостная
Стартовая масса – 109 т.
Длина/диаметр корпуса – 32,4/2,4 м.
Система управления ракетой – автономная,
инерциальная
Размеры зоны полезной нагрузки:
объем – 10 м3;
диаметр – 2,2 м3;
высота – 4,7 м3.
Краткая
история создания носителя
Эскизный проект носителя 65С3 для
вывода КА «малой» и «средней» массы (от 100 до 1500 кг) на круговые
(высотой от 200 км до 2000 км) и эллиптические орбиты был разработан
к апрелю 1961 г. в ОКБ-586 (г.Днепропетровск) на базе одноступенчатой
баллистической ракеты среднего радиуса действия Р-14 (8К65)
и подкреплен Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
№ 984-425 от 30 октября 1961 г. и Комиссией Президиума Совета
Министров от 12 июля 1962 г. Поскольку эта работа несколько
выпадала из главного направления деятельности предприятия (создание
боевых баллистических ракет), генеральный конструктор днепропетровского
ОКБ М.К.Янгель предложил передать ее в красноярское ОКБ-10 под
руководством М.Ф.Решетнева.
В конце 1961 г. представители ОКБ-10 включились в работу. Решетневцы
предложили оригинальное техническое решение, позволяющее запускать
спутники на круговые орбиты путем введения «пунктирного» участка
стабилизированного полета. Для реализации идеи была принята
двухимпульсная схема включения маршевого ЖРД второй ступени:
первый импульс формирует эллиптическую траекторию, в апогее
которой вторым включением аппарат переводится на круговую орбиту.
В ОКБ-456 А.М.Исаева создали трехрежимный двигатель 11Д49 (два
включения на номинальной тяге и работа в дроссельном режиме),
а решетневцы разработали систему малой тяги, обеспечившую стабилизированный
полет между двумя включениями маршевого ЖРД. Топливо для этой
системы располагалось в двух специальных баках, подвешенных
на внешней поверхности основного бака второй ступени.
Разработка
ракетного комплекса велась в два этапа. На первом был создан
носитель 11К65 «Космос-3». В мае 1964 г. две таких ракеты были
вывезены на Байконур для пуска со стартовой площадки 41, имеющей
недобрую славу: именно здесь в 1960 г. при катастрофе во время
предстартовой подготовки ракеты Р-16 погибла большая группа
специалистов и военных, включая маршала М.И.Неделина.
В августе
началась предстартовая подготовка. В соответствии «с законами
жанра», незаправленная ракета упала со стартового стола! Приняли
решение: пустую ракету до заправки крепить к башне обслуживания.
За ночь, используя «производственные мощности» ремонтного поезда
В.Н.Челомея, изготовили установку для крепления.
После заправки
носителя на полигон пришла туча с ветром до 25 м/с (порывы до
27 м/с), что превышало тактико-технические требования. Судьба
продолжала и далее испытывать создателей «Космоса-3»: произошли
три сбоя электроники и местная потеря устойчивости хвостового
отсека (на его обшивке появились «хлопуны»). Но с третьей попытки,
18 августа, ракета стартовала, выведя на орбиту три габаритно-весовых
макета КА «Стрела» (спутники «Космос-38»…-40) с передатчиками
системы «Маяк», получавшими питание от батареек для карманного
фонаря.
3 сентября 1965 г. ТАСС сообщил о
выведении пяти новых «Космосов» (№80–84) на круговую орбиту
высотой 1500 км. Дальнейшая судьба 11К65М сложилась так: первые
14 носителей были изготовлены на опытном производстве ОКБ-10
с участием «Красмашзавода». В 1966 г. их изготовление было полностью
передано на «Красмашзавод», а с 1970 г. – в ПО «Полет».
Постановлением ЦК КПСС и Совмина
СССР №949-321 от 30 декабря 1971 г. ракета-носитель 11К65М была
принята на вооружение в составе космического комплекса специального
назначения.
В 1972 г. разработка 11К65М была отмечена Государственной
премией СССР в области науки и техники.
Для замены РН «Космос-3М»
в 1980-х годах ОКБ «Южное» (Днепропетровск) и ПО «Полет» (Омск)
выпущен проект легкой экологически чистой ракеты 11К55 на базе
технологических решений, разработанных в ходе программы «Энергия–Буран»,
но разработка сначала затормозилась, а потом и полностью прекратилась,
осложненная процессами, происходящими в последние годы существования
СССР.
|