Р-7 — двухступенчатая
межконтинентальная баллистическая ракета, с отделяющейся головной
частью массой 3000 кг и дальностью полёта 8000 км. Её модификация
Р-7А с увеличенной до 11 000 км дальностью состояла на вооружении
РВСН СССР с 20 января 1960 года по конец 1968. В НАТО ракета
получила обозначение — SS-6 (Sapwood), Главное ракетно-артиллерийское
управление МО СССР использовало индекс 8К74.
На базе Р-7 создано
целое семейство ракет-носителей среднего класса, внёсших большой
вклад в освоение космоса — на ракетах семейства Р-7 были запущены
в космос многие ИСЗ, начиная с самых первых, и все советские
и российские космонавты, начиная с первого космонавта Земли
Ю. А. Гагарина).
Конструкция Р-7
Р-7
разработанная коллективом ОКБ-1 под руководством главного конструктора
Сергея Павловича Королёва была выполнена по «пакетной» схеме.
Её первая ступень представляла собой четыре боковых блока, каждый
длиной 19 м и наибольшим диаметром 3 м, расположенных симметрично
вокруг центрального блока (вторая ступень ракеты) и соединенных
с ним верхним и нижним поясами силовых связей. Конструкция всех
блоков одинакова и включала опорный конус, топливные баки, силовое
кольцо, хвостовой отсек и двигательную установку. На каждом
блоке первой ступени устанавливались ЖРД РД-107 конструкции
ОКБ-456, руководимого академиком Глушко, с насосной подачей
компонентов топлива. Он был выполнен по открытой схеме и имел
шесть камер сгорания. Две из них использовались как рулевые.
ЖРД развивал тягу в 78 тонн у земли.
Центральный блок ракеты
состоял из приборного отсека, баков для окислителя и горючего,
силового кольца, хвостового отсека, маршевого двигателя и четырех
рулевых агрегатов. На второй ступени устанавливался ЖРД РД-108,
аналогичный по конструкции с РД-107, но отличавшийся, в основном,
большим числом рулевых камер. Он развивал тягу у земли до 71
т и работал дольше, чем ЖРД боковых блоков. Для всех двигателей
использовалось двухкомпонентное топливо: окислитель — жидкий
кислород, горючее — керосин Т-1. Для обеспечения работы турбонасосных
агрегатов ракетных двигателей, применялась перекись водорода,
а для наддува баков — жидкий азот. Чтобы достичь заданной дальности
полёта конструкторы установили автоматическую систему регулирования
режимов работы двигателей и систему синхронного опорожнения
баков (СОБ), что позволило сократить гарантийный запас топлива.
Конструктивно-компоновочная схема Р-7 обеспечивала запуск всех
двигателей при старте на земле с помощью специальных пирозажигательных
устройств, установленных в каждую из 32 камер сгорания.
Маршевые ЖРД ракеты
имели высокие энергетические и массовые характеристики, а также
высокую надёжность. Для своего времени они были выдающимся достижением
в области ракетного двигателестроения.
Р-7 оснащалась комбинированной
системой управления. Ее автономная подсистема обеспечивала угловую
стабилизацию и стабилизацию центра масс на активном участке
траектории. Радиотехническая подсистема осуществляла коррекцию
бокового движения центра масс в конце активного участка траектории
и выдачу команды на выключение двигателей, что повышало точность
стрельбы. Исполнительными органами системы управления являлись
поворотные камеры рулевых двигателей и воздушные рули. Для реализации
алгоритмов радиокоррекции были построены два пункта управления
(основной и зеркальный), удаленных на 276 км от стартовой позиции
и на 552 км друг от друга. Измерение параметров движения Р-7
и передача команд управления ракетой осуществлялась импульсной
многоканальной линией связи, работающей в 3-сантиметровом диапазоне
волн кодированными сигналами. Cпециальное счетно-решающее устройство,
находившееся на главном пункте позволяло совершать управление
по дальности полета, оно давало команду выключения двигателя
второй ступени, при достижении заданной скорости и координат.
Задуманная и эксплуатировавшаяся
как боевая, ракета Р-7 имела надежную и удачную конструкцию,
обладала энергетическими возможностями, позволяющими вывести
в космос (на околоземную орбиту) полезную нагрузку значительной
массы. Поэтому после успешных пусков 8К71 как баллистической
ракеты, она была использована в 1957 для запуска первых в мире
искусственных спутников Земли. С тех пор ракеты-носители семейства
Р-7 активно применяются для запуска космических аппаратов различного
назначения, а с 1961 эти ракеты-носители широко используются
в пилотируемой космонавтике.
Надёжность и удачность
конструкции позволило создать на ее основе целое семейство ракет-носителей.
Трудно переоценить вклад «семёрки», но еще труднее представить
дар предвидения С. П. Королёва, заложившего на многие десятилетия
фундамент для отечественной космонавтики. Всего с 1957 г. запущено
более 1700 ракет, базирующихся на конструкции Р-7, из которых
более 97 % — успешно.
Разработку и выпуск
первых экземпляров ракеты осуществило в 1956—1957 подмосковное
предприятие ОКБ-1. С 1958 и по настоящее время все ракеты семейства
Р-7 производит самарский завод «Прогресс».
Технические Характеристики:
Максимальная дальность
стрельбы, км 8000
Стартовая масса, т 283
Масса полезной нагрузки, кг 5400
Масса топлива, т 250
Длина ракеты, м 31,4
Диаметр ракеты, м 1,2
Тип головной части моноблочная
Носители на базе МБР
Р-7
На базе Р-7 создано целое
семейство ракет-носителей, которые участвовали в запуске 1700
ракет. 97% из этих запусков прошли успешно! Под руководством
ОКБ-1 предприятием ЦСКБ (г. Куйбышев) созданы три начальные
модификации ракет-носителей: «Восток», «Молния», «Союз». Так
головным конструкторским бюро ЦСКБ создано еще 6 модификаций
РН семейства Р7. При создании трёхступенчатой и особенно четырёхступен
чатой РН встретились новые проблемы, связанные, в основном,
с запуском двигателей в условиях космического пространства и
невесомости, которые приводили к аварийным исходам первых пусков
космических объектов. РН созданные на базе МБР Р-7 изготвливаются
на заводе «Прогресс» в г.Куйбышев (Самара) Четвёртую ступень
РН «Молния» с 1965г. курируют и изготавливают в НПО им. Лавочкина
На сегодняшний день завершена эксплуатация РН «Восток»,«Восход»,«Союз»,«Союз-Л»,
«Союз-М» в эксплуатации находятся РН «Союз-У» и «Союз-ФГ». Вывод
на средние и высокие орбиты осуществляется ракетами-носителями
«Союз-У» и «Союз-ФГ» с использо ванием блока выведения (БВ)
«Икар» (разработчик и изготовитель – ЦСКБ-«Прогресс») или разгонного
блока (РБ) «Фрегат» (разработчик и изготовитель – НПО им.Лавочкина).
Для запуска на высокоэллиптические и геостационарные орбиты
(ГСО) используется РН «Молния-М». Для запуска РН серий «Союз»
и «Молния» используются космодромы Плесецк и Байконур. |