Перейти в раздел - Главная страница      Перейти в раздел - Космические аппараты      Перейти в раздел- Ракетоносители      Перейти в раздел - Ссылки      Перейти в раздел- Форум     Перейти в раздел- Гостевая книга

Ракета-носитель Р7


    Увеличить
 ракетоноситель
          Р7
Размеры:470х600
Тип:Рисунок JPEG
размер:20,7 КB     Р-7 — двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, с отделяющейся головной частью массой 3000 кг и дальностью полёта 8000 км. Её модификация Р-7А с увеличенной до 11 000 км дальностью состояла на вооружении РВСН СССР с 20 января 1960 года по конец 1968. В НАТО ракета получила обозначение — SS-6 (Sapwood), Главное ракетно-артиллерийское управление МО СССР использовало индекс 8К74.

     На базе Р-7 создано целое семейство ракет-носителей среднего класса, внёсших большой вклад в освоение космоса — на ракетах семейства Р-7 были запущены в космос многие ИСЗ, начиная с самых первых, и все советские и российские космонавты, начиная с первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина).

Конструкция Р-7

    Р-7 разработанная коллективом ОКБ-1 под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королёва была выполнена по «пакетной» схеме. Её первая ступень представляла собой четыре боковых блока, каждый длиной 19 м и наибольшим диаметром 3 м, расположенных симметрично вокруг центрального блока (вторая ступень ракеты) и соединенных с ним верхним и нижним поясами силовых связей. Конструкция всех блоков одинакова и включала опорный конус, топливные баки, силовое кольцо, хвостовой отсек и двигательную установку. На каждом блоке первой ступени устанавливались ЖРД РД-107 конструкции ОКБ-456, руководимого академиком Глушко, с насосной подачей компонентов топлива. Он был выполнен по открытой схеме и имел шесть камер сгорания. Две из них использовались как рулевые. ЖРД развивал тягу в 78 тонн у земли.

    Центральный блок ракеты состоял из приборного отсека, баков для окислителя и горючего, силового кольца, хвостового отсека, маршевого двигателя и четырех рулевых агрегатов. На второй ступени устанавливался ЖРД РД-108, аналогичный по конструкции с РД-107, но отличавшийся, в основном, большим числом рулевых камер. Он развивал тягу у земли до 71 т и работал дольше, чем ЖРД боковых блоков. Для всех двигателей использовалось двухкомпонентное топливо: окислитель — жидкий кислород, горючее — керосин Т-1. Для обеспечения работы турбонасосных агрегатов ракетных двигателей, применялась перекись водорода, а для наддува баков — жидкий азот. Чтобы достичь заданной дальности полёта конструкторы установили автоматическую систему регулирования режимов работы двигателей и систему синхронного опорожнения баков (СОБ), что позволило сократить гарантийный запас топлива. Конструктивно-компоновочная схема Р-7 обеспечивала запуск всех двигателей при старте на земле с помощью специальных пирозажигательных устройств, установленных в каждую из 32 камер сгорания.

     Маршевые ЖРД ракеты имели высокие энергетические и массовые характеристики, а также высокую надёжность. Для своего времени они были выдающимся достижением в области ракетного двигателестроения.

     Р-7 оснащалась комбинированной системой управления. Ее автономная подсистема обеспечивала угловую стабилизацию и стабилизацию центра масс на активном участке траектории. Радиотехническая подсистема осуществляла коррекцию бокового движения центра масс в конце активного участка траектории и выдачу команды на выключение двигателей, что повышало точность стрельбы. Исполнительными органами системы управления являлись поворотные камеры рулевых двигателей и воздушные рули. Для реализации алгоритмов радиокоррекции были построены два пункта управления (основной и зеркальный), удаленных на 276 км от стартовой позиции и на 552 км друг от друга. Измерение параметров движения Р-7 и передача команд управления ракетой осуществлялась импульсной многоканальной линией связи, работающей в 3-сантиметровом диапазоне волн кодированными сигналами. Cпециальное счетно-решающее устройство, находившееся на главном пункте позволяло совершать управление по дальности полета, оно давало команду выключения двигателя второй ступени, при достижении заданной скорости и координат.

    Задуманная и эксплуатировавшаяся как боевая, ракета Р-7 имела надежную и удачную конструкцию, обладала энергетическими возможностями, позволяющими вывести в космос (на околоземную орбиту) полезную нагрузку значительной массы. Поэтому после успешных пусков 8К71 как баллистической ракеты, она была использована в 1957 для запуска первых в мире искусственных спутников Земли. С тех пор ракеты-носители семейства Р-7 активно применяются для запуска космических аппаратов различного назначения, а с 1961 эти ракеты-носители широко используются в пилотируемой космонавтике.

    Надёжность и удачность конструкции позволило создать на ее основе целое семейство ракет-носителей. Трудно переоценить вклад «семёрки», но еще труднее представить дар предвидения С. П. Королёва, заложившего на многие десятилетия фундамент для отечественной космонавтики. Всего с 1957 г. запущено более 1700 ракет, базирующихся на конструкции Р-7, из которых более 97 % — успешно.

     Разработку и выпуск первых экземпляров ракеты осуществило в 1956—1957 подмосковное предприятие ОКБ-1. С 1958 и по настоящее время все ракеты семейства Р-7 производит самарский завод «Прогресс».

     Технические Характеристики:  
     Максимальная дальность стрельбы, км   8000
     Стартовая масса, т    283
     Масса полезной нагрузки, кг   5400
     Масса топлива, т    250
     Длина ракеты, м   31,4
     Диаметр ракеты, м   1,2
     Тип головной части   моноблочная

Носители на базе МБР Р-7

   Увеличить
 ракетоноситель
          Р7
Размеры:450х600
Тип:Рисунок JPEG
размер:46,7 КB    На базе Р-7 создано целое семейство ракет-носителей, которые участвовали в запуске 1700 ракет. 97% из этих запусков прошли успешно! Под руководством ОКБ-1 предприятием ЦСКБ (г. Куйбышев) созданы три начальные модификации ракет-носителей: «Восток», «Молния», «Союз». Так головным конструкторским бюро ЦСКБ создано еще 6 модификаций РН семейства Р7. При создании трёхступенчатой и особенно четырёхступен чатой РН встретились новые проблемы, связанные, в основном, с запуском двигателей в условиях космического пространства и невесомости, которые приводили к аварийным исходам первых пусков космических объектов. РН созданные на базе МБР Р-7 изготвливаются на заводе «Прогресс» в г.Куйбышев (Самара) Четвёртую ступень РН «Молния» с 1965г. курируют и изготавливают в НПО им. Лавочкина На сегодняшний день завершена эксплуатация РН «Восток»,«Восход»,«Союз»,«Союз-Л», «Союз-М» в эксплуатации находятся РН «Союз-У» и «Союз-ФГ». Вывод на средние и высокие орбиты осуществляется ракетами-носителями «Союз-У» и «Союз-ФГ» с использо ванием блока выведения (БВ) «Икар» (разработчик и изготовитель – ЦСКБ-«Прогресс») или разгонного блока (РБ) «Фрегат» (разработчик и изготовитель – НПО им.Лавочкина). Для запуска на высокоэллиптические и геостационарные орбиты (ГСО) используется РН «Молния-М». Для запуска РН серий «Союз» и «Молния» используются космодромы Плесецк и Байконур.


Hosted by uCoz