«Союз-2»
— семейство ракет-носителей, созданное на основе ракеты-носителя
«Союз-У» путём глубокой модернизации. Разработку произвело ГНПРКЦ
«ЦСКБ-Прогресс» (Самара). Масса полезной нагрузки выводимой
на низкую орбиту — от 2 800 кг до 8 250 кг в зависимости от
модификации. Является частью семейства ракет-носителей Р-7.
Назначение
Ракеты предназначены
для выведения космических аппаратов на низкие, средние, высокие,
солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные орбиты
с существующих стартовых комплексов. В том числе предусматривается
запуск пилотируемых и грузовых космических кораблей по программе
Международной космической станции. После ввода в эксплуатацию
«Союз-2» ракеты «Союз-У», «Союз-ФГ» и «Молния-М» могут быть
заменены на одну универсальную ракету-носитель «Союз-2.1б».
Технические характеристики:
Класс по массе выводимого полезного
груза - средний.
Заказчики
- КВ,
Роскосмос.
Головной
- разработчик - ГНПРКЦ
"ЦСКБ-Прогресс".
Стартовая
масса, т - 297,5
(без КГЧ).
Масса
полезного груза, выводимого на орбиту, т:
-
Нп/На=200/300 км, i=62,8 град. - 7,0/7,9
(этапа модернизации 1а/1б);
-
НКр=1000 км. 1=83 град. - 4,0/5,44
(этапа 1а/1б, с РБ);
-
Н„/На= 1000/40000 км. 1=62.8 град. - 2.0
(этапа 1а, с РБ);
-
НКр= 19500 км. 1=64.8 град. - 1.4/1.66
(этапа 1а/16. с РБ).
Количество
ступеней - 3.
Компоненты
топлива (окислитель / горючее):
-жидкий
кислород/ керосин Т-1 .
Длина
/ диаметр, м - 49,4
(с КГЧ типа "Союз") / 10,3*.
Стартовый
комплекс - 14П23.
Технический
комплекс - 14П63.
Космодромы
базирования КРК - Плесецк.
Разгонный
блок, используемый в составе РКН - "Фрегат".
Модификации ракеты
Семейство состоит из нескольких модификаций
РН (ранее предполагалось, что это будут последовательные этапы
модернизации одной ракеты):
«Союз-2.1а»
Первая модификация предусматривала замену аналоговой системы
управления на цифровую российского производства, что позволило
значительно повысить точность выведения, устойчивость и управляемость
ракеты, кроме того снизило зависимость от импортных комплектующих
при производстве РН. Применение новой системы управления позволило
использовать увеличенные головные обтекатели и соответственно
увеличить объём полезной нагрузки. На этом этапе предусмотрено
также использование модернизированных (относительно Союз-У)
двигателей на блоках первой и второй ступеней — с целью повышения
эффективности двигателей применены новые форсуночные головки,
обеспечивающие более эффективное смесеобразование, что приводит
к увеличению выводимой полезной нагрузки (на низкую орбиту)
примерно на 300 кг. Данная модификация конструктивно эквивалентна
Союз-ФГ (силовая конструкция, двигатели), отличается от неё
только системой управления. Данная модификация может применяться
как самостоятельно, так и с использованием разгонного блока
Фрегат.
«Союз-2.1б»
По сравнению с вариантом «Союз-2.1а» в качестве двигателя третьей
ступени используется РД-0124 разработки КБ Химавтоматики с повышенной
удельной тягой до 359 с и улучшенной управляемостью за счёт
возможности изменения вектора тяги основных камер вместо применения
малоэффективных отдельных газовых рулей. Применение другого
типа горючего (керосин РГ-1 вместо керосина Т-1) привело к изменению
соотношения объёмов заправляемых компонентов и, как следствие,
к переработке конструкции блока И. Данная модификация может
применяться как самостоятельно, так и с использованием разгонного
блока Фрегат. Данная модификация проще (содержит меньше элементов)
чем 1а, из-за применения более совершенного двигателя и способна
заменить 1а во всех вариантах применения. Её недостатки проистекают
из её преимуществ: новый двигатель делает модификацию дороже
из-за необходимости окупания затрат на ОКР, и он же не позволяет
распространить статистику успешных пусков Союз-У и Союз-ФГ на
данную модификацию ракеты, что пока не позволяет применять её
в особо ответственных областях, например, в пилотируемой космонавтике.
|