В начале 70-х годов в КБ академика В.Макеева
в ответ на развертывание в США морских баллистических ракет
с разделяющимися головными частями (РГЧ) была начата опытно-конструкторская
разработка двух морских ракет с межконтинентальной дальностью
стрельбы: жидкостной РСМ-50 и твердотопливной РСМ-52. В ракете
РСМ-50 (Р-29Р, 3М40), ее системе управления и ракетном комплексе
использовались схемные, конструктивные и технологические решения,
прошедшие отработку и проверку на ракетах Р-29 (РСМ-40).
Комплекс Д-9Р с ракетой Р-29Р
был создан в предельно сжатые сроки, менее чем за четыре года,
что позволило Военно-Морскому Флоту начать развертывание ракет
с межконтинентальной дальностью стрельбы и разделяющимися головными
частями на два-три года раньше, чем за рубежом. В последующем
комплекс с ракетой РСМ-50 неоднократно модернизировался , в результате
боевые блоки были заменены на более совершенные и расширены условия
их боевого применения. Впервые новый ракетный комплекс обеспечивал
формирование любого по количеству ракет залпа, что являлось весьма
важным оперативно-тактическим обстоятельством.
Ракета РСМ-50 предназначалась
для вооружения ПЛАРБ проекта 667БДР (по классификации НАТО - "Delta-III",
по договору СНВ-1 - "Кальмар"). Головная лодка К-441
вступила в строй в декабре 1976 года. В период с 1976 по 1984
год Северный и Тихоокеанский флоты получили 14 подводных лодок
этого типа с комплексом Д-9Р. Девять из них находятся в составе
Тихоокеанского флота, а из пяти "Кальмаров" Северного
флота один был выведен из боевого состава в 1994 г.
Совместные летные испытания Р-29Р
проводились с ноября 1976 по октябрь 1978 года в Белом и Баренцевом
морях на головной лодке К-441. Всего было запущено 22 ракеты,
из них четыре в моноблочном, шесть в трехблочном и 12 в семиблочном
снаряжении. Положительные результаты испытаний позволили принять
на вооружение ракету с РГЧ ИН в составе ракетного комплекса Д-9Р
в 1979 году.
Ракета-носитель
"Волна" , созданная на базе БРПЛ РСМ-50 (SS-N-18), со стартовой
массой около 34 тонн используется, в первую очередь, при пусках
по баллистическим траекториям для решения задач отработки
технологий получения материалов в условиях кратковременной
микрогравитации и других исследований.
Началом
коммерческого использования БРПЛ можно считать пуск в 1995
году РН "Волна" с подводной лодки "Кальмар" проекта 667 БДРМ.
Пуск был произведен по баллистической трассе Баренцево море
- полуостров Камчатка на дальность 7500 км. Полезной нагрузкой
для этого международного эксперимента стал термоконвекционный
модуль Бременского университета (Германия).
При запусках РН "Волна" используется
спасаемый летательный аппарат "Волан" .
Он предназначен для проведения научных и прикладных исследований
в условиях невесомости пусками по суборбитальным траекториям.
В корпусе аппарата "Волан" размещаются исследовательская аппаратура,
парашютный отсек, источники электропитания, система управляющих
приборов и телеметрических измерений, а также система оперативного
поиска аппарата после приземления.
В полете с борта аппарата передается телеметрическая информация
о контролируемых параметрах. На конечном участке полета аппарат
совершает баллистический спуск, а перед приземлением задействуется
двухкаскадная парашютная система спасения. После "мягкого" приземления
аппарат оперативно обнаруживается и эвакуируется.
Для запуска исследовательской аппаратуры увеличенной массы (до
400 кг) служит усовершенствованный вариант спасаемого летательного
аппарата "Волан-М". Кроме размеров и массы этот вариант отличается
оригинальной аэродинамической компоновкой.
В спасаемом аппарате кроме научных приборов массой 105 кг размещен
бортовой измерительный комплекс. Он обеспечивает управление
экспериментом и контроль полетных параметров. СЛА "Волан" снабжен
трехкаскадной парашютной системой приземления и аппаратурой
оперативного (не более 2 часов) поиска аппарата после приземления.
С целью снижения стоимости и сроков разработки в максимальной
степени заимствованы технические решения, узлы и приборы серийных
ракетных комплексов.
В процессе
проведенного в 1995 году пуска уровень микрогравитации составил
10-4..10-5 g при времени невесомости 20.5 минут. Начаты исследования,
которые показывают принципиальную возможность создания спасаемого
летательного аппарата с научной аппаратурой массой до 300 кг,
запускаемого ракетой-носителем "Волна" по траектории с временем
невесомости 30 минут при уровне микрогравитации 10-5..10-6 g.
Ракета "Волна"
может быть использована для запуска на суборбитальные траектории
аппаратуры для исследования геофизических процессов в верхних
слоях атмосферы и в ближнем космосе, мониторинга поверхности
Земли, проведения различных, в том числе активных, экспериментов.
Зона размещения полезной нагрузки
представляет собой усеченный конус высотой 1670 мм, диаметром
основания 1350 мм и радиусом притупления вершины конуса 405
мм. Ракета обеспечивает выведение полезных нагрузок массой 600..700
кг на траектории с максимальной высотой 1200..1300 км, а с массой
100 кг - с максимальной высотой до 3000 км. Имеется возможность
установки на ракете нескольких элементов полезной нагрузки и
их последовательное отделение. |