В
середине 1985 г. в заключительную стадию вступила подготовка
к первому запуску РН 11К25 "Энергия" 6СЛ. Первоначально запуск
планировался на 1986 год. Поскольку орбитальный корабль "Буран"
еще не был готов, в Министерстве общего машиностроения было
принято решение о запуске РН "Энергия" с макетом КА 100-тонной
массы в качестве полезной нагрузки. В июле 1985 г. Генеральный
конструктор КБ "Салют" Д.А.Полухин собрал руководящий состав
фирмы и сообщил, что министр общего машиностроения О.Д.Бакланов
поставил задачу создать 100-тонный макет для испытаний "Энергии".
Макет должен был быть готов к сентябрю 1986 г.
После
всех корректировок проектного задания появился проект аппарата
"Скиф-Д макетный" или 17Ф19ДМ "Скиф-ДМ". 19 августа 1985 г.
вышел соответствующий приказ N295 за подписью Бакланова.
Летный
экземпляр КА 17Ф19ДМ "Скиф-ДМ" состоял из двух модулей: ФСБ
и ЦМ, имел длину 36.9 метров, максимальный диаметр 4.1 метра,
и массу 77 тонн вместе с головным обтекателем.
К моменту
разработки "Скифа-ДМ" в НПО им. С.А.Лавочкина была практически
готова система безмоментного выхлопа. Поэтому решено было
установить СБВ на 17Ф19ДМ для испытания газодинамики и определения
величины возмущающего момента при выходе из нее газа. Однако
если бы для этого использовался углекислый газ, то зарубежным
аналитикам стало бы слишком очевидным назначение "Скифа-ДМ".
А потому для испытаний выбрали смесь ксенона с криптоном.
Эта смесь позволяла провести интересный геофизический эксперимент
- изучить взаимодействие искусственных газовых образований
с ионосферной плазмой Земли. Такое прикрытие испытаний СБВ
было более или менее убедительным.
Реально
было подготовить к сентябрю 1986 г. и системы, используемые
для наведения лазера "Скифа-Д" на цель и удержания цели в
прицеле. Наведение осуществлялось в два этапа. Сначала для
грубого наведения использовалась бортовая радиолокационная
станция (БРЛС), разработанная в московском НИИ точных приборов.
Затем точное наведение осуществляла система наведения и удержания
(СНУ), использовавшая для этого маломощный лазер. Создавало
СНУ казанское ПО "Радиоприбор" - ведущая в СССР фирма по системам
опознавания. Для обработки данных от БРЛС и СНУ и совместной
работы этих систем с исполнительными органами системы управления
движением в СУД "Скифа-ДМ" использовалась БЦВМ "Аргон-16",
аналогичная такой же БЦВМ на базовом блоке станции
"Мир". Для калибровки датчиков СНУ и испытания этой системы
решено было использовать отделяемые мишени (типа надувных
шаров и уголковых отражателей). Подобные мишени применялись
при проведении военно-прикладных экспериментов с использованием
комплекса "Пион" на ТКС-М "Космос-1686" в 1985 г. и разрабатывались
для комплекса "Лира" модуля "Спектр" станции "Мир". На надувных
мишенях устанавливались бариевые плазмогенераторы для имитации
работы двигателей баллистических ракет и спутников.
Снаружи
весь "Скиф-ДМ" имел специальное покрытие черного цвета. Оно
должно было обеспечить температурный режим аппарата. Внутри
целевого модуля "Скифа-ДМ" стояло слишком мало тепловыделяющих
устройств. Поэтому и нужно было максимально использовать солнечное
тепло для обогрева. Черное покрытие позволяло это делать.
Десять лет спустя то же самое покрытие с той же целью было
использовано на Энергетическом модуле "Заря" (ФГБ) 77КМ N17501
для Международной космической станции.
Еще
раз надо подчеркнуть, чтобы развеять массу слухов, ходящих
о "Полюсе"/"Скифе-ДМ": боевого мегаватного лазера на нем не
стояло, впрочем, как и электротурбогенераторов, обеспечивающих
его работу! И еще, никакого поражения с борта "Скифа-ДМ" отстреливаемых
мишеней не предполагалось: их просто нечем было поражать!
Комплекс,
состоящий из РН 11К25 "Энергия" N6СЛ и КА 17Ф19ДМ "Скиф-ДМ"
N18201, получил обозначение 14А02. Основной задачей для "Скифа-ДМ"
стала проверка принципов создания КА 100-тонного класса, выводимого
ракетой 11К25 "Энергия". Опыт создания 17Ф19ДМ должен был
пригодиться при последующих работах над аппаратами тяжелого
класса. Впервые в отечественной космонавтике полезная нагрузка
располагалась асимметрично на ракете, сбоку. Создавался ряд
новых систем с развитием новых технологий и освоением новых
материалов. Создавалась и новая кооперация предприятий, которая
в будущем должна была работать над "советской СОИ". Кроме
КБ "Салют" и Завода им. М.В.Хруничева в создании "Скифа-ДМ"
принимали участие 45 предприятий Министерства общего машиностроения
и 25 предприятий других отраслей.
Однако
в ходе работ над проектом "Скиф-ДМ" первоначальная программа
испытаний была значительно урезана. И причины этому были вовсе
не технические. К этому времени "процесс перестройки пошел"
полным ходом. Ставший Генеральным секретарем Михаил Горбачев
целенаправленно использовал тезис о мирном космосе и неоднократно
публично поносил американскую программу СОИ и планы милитаризации
космоса. И под действием этих новых веяний в верхнем эшелоне
партийной власти сложилась группировка, выступившая против
демонстрации летных возможностей прототипа орбитальной лазерной
станции.
На
основании политических решений Госкомиссия по пуску "Скифа-ДМ"
в феврале 1987 г. отменила в программе полета аппарата все
отстрелы мишеней, испытания БРЛС и СНУ, выброс ксеноново-криптоновой
газовой смеси через СБВ. Решили лишь вывести "Скиф-ДМ" на
орбиту, а через месяц свести его в атмосферу над пустынным
районом Тихого океана. Что подумали бы в США о таком огромном,
но молчащем аппарате - трудно сказать. Пожалуй, здесь было
бы не меньше подозрений, чем в случае отстрела мишеней и выброса
газовых облаков. Теперь программа полета "Скифа-ДМ" включала
в себя лишь десять наиболее "безобидных" экспериментов: четыре
военно-прикладных и шесть геофизических.
И
вот за несколько дней до запланированного старта 11 мая 1987
г. Горбачев прилетел на космодром. 12 мая он знакомился с
образцами космической техники, в том числе и военной. В итоге
Генеральный секретарь ЦК КПСС остался очень доволен увиденным
и услышанным. Время посещения-беседы с гостями в два раза
превысило предусмотренное. В заключение М.С. Горбачев посетовал:
"Очень жаль, что не знал всего этого до Рейкьявика!"
13
мая во Дворце офицеров состоялась встреча Горбачева с военными
и гражданскими работниками Байконура. Горбачев говорил долго,
хвалил работников космодрома и создателей космической техники.
Со стартом "Энергии" он не торопил, предложил сперва разобраться
во всех проблемах и лишь при полной уверенности провести пуск
такой сложной и дорогой системы. И еще он заявил:
"...Наш
курс на мирный космос не признак слабости. Он является выражением
миролюбивой внешней политики Советского Союза. Мы предлагаем
международному содружеству сотрудничество в освоении мирного
космоса. Мы выступаем против гонки вооружений, в том числе
и в космосе... Наши интересы тут совпадают и с интересами
американского народа, и с интересами других народов мира.
Они не совпадают с интересами тех, кто делает бизнес на гонке
вооружений, хочет добиться через космос военного превосходства...
Всякие разглагольствования о защите от ядерного оружия - это
величайший обман народов. Именно с этих позиций мы и оцениваем
так называемую Стратегическую оборонную инициативу, которую
стремиться осуществить американская администрация... Мы категорически
против переноса гонки вооружений в космос. Мы видим свой долг
в том, чтобы показать серьезную опасность СОИ всему миру..."
После
этого судьба "Скифа", да и всей программы развития военно-космических
систем стала ясна. И происшедший при запуске аппарата отказ,
помешавший его выходу на орбиту, ускорил закрытие работ по
данной программе.
Некоторое
время в КБ "Салют" еще продолжались работы над аппаратом 17Ф19Д
"Скиф-Д1" N18101, старт которого в конце 1985 г. был перенесен
на июнь 1987 г. Однако после потери интереса к программе у
руководства страны, средств на программу стали выделять меньше,
сроки пуска стали отодвигаться. Лишь к началу 1987 г. для
"Скифа-Д1" на ЗиХе были изготовлены отсеки АФУ, ПСВ, ПСН,
донный обтекатель, корпуса ПГО, ОДУ и боковых блоков целевого
модуля. Корпуса остальных штатных отсеков целевого модуля
планировалось изготовить к IV кварталу 1987 г.
Возникли
проблемы и с созданием в казанском НПО "Радиоприбор" системы
наведения и удержания и фотооптической системы слежения. В
связи с этим первый заместитель министра Общего машиностроения
В.Х. Догужиев еще 20 апреля 1987 г. подписал решение о переносе
сроков поставки стендовых комплектов СНУ и ССФО на 1989 г,
а штатного комплекта - на 1990 г. С учетом этих сроков "Скиф-Д1"
мог быть готов лишь к концу 1991 г. Проблемы с его системами
решить не удавалось. По словам ведущего конструктора этой
темы Ю.П.Корнилова, специалисты, работавшие над "Скифом",
к тому времени подходили к этому аппарату с чисто восточной
философией Ходжи Насредина: к тому моменту, когда придет срок
готовности "Скифа-Д" "или эмир умрет, или - ишак".
В сентябре 1987 г. работы по теме 17Ф19Д в КБ "Салют" и ЗиХе
были приостановлены, да так и не возобновились. "Новое мышление"
в международных отношениях и в то же время начавшийся кризис
в советской экономике привели к полному прекращению финансирования
темы тяжелых боевых орбитальных станций в 1989 г. Закат "холодной
войны" привел и к закату советских "звездных войн".
А
в мае 1993 г. были прекращены все работы над РН "Энергия"
и ОК "Буран". Это стало последней точкой в истории создания
космического меча Империи.