Перейти в раздел - Главная страница      Перейти в раздел - Космические аппараты      Перейти в раздел- Ракетоносители      Перейти в раздел - Ссылки      Перейти в раздел- Форум     Перейти в раздел- Гостевая книга

Практическая реализация проекта


      Увеличить
Ракетоноситель Энергия 
  с КА Скиф - ДМ
  Размеры: 725х436
  Тип: Рисунок JPEG
  Размер: 115 КВ    В середине 1985 г. в заключительную стадию вступила подготовка к первому запуску РН 11К25 "Энергия" 6СЛ. Первоначально запуск планировался на 1986 год. Поскольку орбитальный корабль "Буран" еще не был готов, в Министерстве общего машиностроения было принято решение о запуске РН "Энергия" с макетом КА 100-тонной массы в качестве полезной нагрузки. В июле 1985 г. Генеральный конструктор КБ "Салют" Д.А.Полухин собрал руководящий состав фирмы и сообщил, что министр общего машиностроения О.Д.Бакланов поставил задачу создать 100-тонный макет для испытаний "Энергии". Макет должен был быть готов к сентябрю 1986 г.

  После всех корректировок проектного задания появился проект аппарата "Скиф-Д макетный" или 17Ф19ДМ "Скиф-ДМ". 19 августа 1985 г. вышел соответствующий приказ N295 за подписью Бакланова.

   Летный экземпляр КА 17Ф19ДМ "Скиф-ДМ" состоял из двух модулей: ФСБ и ЦМ, имел длину 36.9 метров, максимальный диаметр 4.1 метра, и массу 77 тонн вместе с головным обтекателем.

  К моменту разработки "Скифа-ДМ" в НПО им. С.А.Лавочкина была практически готова система безмоментного выхлопа. Поэтому решено было установить СБВ на 17Ф19ДМ для испытания газодинамики и определения величины возмущающего момента при выходе из нее газа. Однако если бы для этого использовался углекислый газ, то зарубежным аналитикам стало бы слишком очевидным назначение "Скифа-ДМ". А потому для испытаний выбрали смесь ксенона с криптоном. Эта смесь позволяла провести интересный геофизический эксперимент - изучить взаимодействие искусственных газовых образований с ионосферной плазмой Земли. Такое прикрытие испытаний СБВ было более или менее убедительным.

   Реально было подготовить к сентябрю 1986 г. и системы, используемые для наведения лазера "Скифа-Д" на цель и удержания цели в прицеле. Наведение осуществлялось в два этапа. Сначала для грубого наведения использовалась бортовая радиолокационная станция (БРЛС), разработанная в московском НИИ точных приборов. Затем точное наведение осуществляла система наведения и удержания (СНУ), использовавшая для этого маломощный лазер. Создавало СНУ казанское ПО "Радиоприбор" - ведущая в СССР фирма по системам опознавания. Для обработки данных от БРЛС и СНУ и совместной работы этих систем с исполнительными органами системы управления движением в СУД "Скифа-ДМ" использовалась БЦВМ "Аргон-16", аналогичная такой же БЦВМ на базовом блоке станции "Мир". Для калибровки датчиков СНУ и испытания этой системы решено было использовать отделяемые мишени (типа надувных шаров и уголковых отражателей). Подобные мишени применялись при проведении военно-прикладных экспериментов с использованием комплекса "Пион" на ТКС-М "Космос-1686" в 1985 г. и разрабатывались для комплекса "Лира" модуля "Спектр" станции "Мир". На надувных мишенях устанавливались бариевые плазмогенераторы для имитации работы двигателей баллистических ракет и спутников.

   Снаружи весь "Скиф-ДМ" имел специальное покрытие черного цвета. Оно должно было обеспечить температурный режим аппарата. Внутри целевого модуля "Скифа-ДМ" стояло слишком мало тепловыделяющих устройств. Поэтому и нужно было максимально использовать солнечное тепло для обогрева. Черное покрытие позволяло это делать. Десять лет спустя то же самое покрытие с той же целью было использовано на Энергетическом модуле "Заря" (ФГБ) 77КМ N17501 для Международной космической станции.

   Еще раз надо подчеркнуть, чтобы развеять массу слухов, ходящих о "Полюсе"/"Скифе-ДМ": боевого мегаватного лазера на нем не стояло, впрочем, как и электротурбогенераторов, обеспечивающих его работу! И еще, никакого поражения с борта "Скифа-ДМ" отстреливаемых мишеней не предполагалось: их просто нечем было поражать!

   Комплекс, состоящий из РН 11К25 "Энергия" N6СЛ и КА 17Ф19ДМ "Скиф-ДМ" N18201, получил обозначение 14А02. Основной задачей для "Скифа-ДМ" стала проверка принципов создания КА 100-тонного класса, выводимого ракетой 11К25 "Энергия". Опыт создания 17Ф19ДМ должен был пригодиться при последующих работах над аппаратами тяжелого класса. Впервые в отечественной космонавтике полезная нагрузка располагалась асимметрично на ракете, сбоку. Создавался ряд новых систем с развитием новых технологий и освоением новых материалов. Создавалась и новая кооперация предприятий, которая в будущем должна была работать над "советской СОИ". Кроме КБ "Салют" и Завода им. М.В.Хруничева в создании "Скифа-ДМ" принимали участие 45 предприятий Министерства общего машиностроения и 25 предприятий других отраслей.

  Однако в ходе работ над проектом "Скиф-ДМ" первоначальная программа испытаний была значительно урезана. И причины этому были вовсе не технические. К этому времени "процесс перестройки пошел" полным ходом. Ставший Генеральным секретарем Михаил Горбачев целенаправленно использовал тезис о мирном космосе и неоднократно публично поносил американскую программу СОИ и планы милитаризации космоса. И под действием этих новых веяний в верхнем эшелоне партийной власти сложилась группировка, выступившая против демонстрации летных возможностей прототипа орбитальной лазерной станции.

   На основании политических решений Госкомиссия по пуску "Скифа-ДМ" в феврале 1987 г. отменила в программе полета аппарата все отстрелы мишеней, испытания БРЛС и СНУ, выброс ксеноново-криптоновой газовой смеси через СБВ. Решили лишь вывести "Скиф-ДМ" на орбиту, а через месяц свести его в атмосферу над пустынным районом Тихого океана. Что подумали бы в США о таком огромном, но молчащем аппарате - трудно сказать. Пожалуй, здесь было бы не меньше подозрений, чем в случае отстрела мишеней и выброса газовых облаков. Теперь программа полета "Скифа-ДМ" включала в себя лишь десять наиболее "безобидных" экспериментов: четыре военно-прикладных и шесть геофизических.

   И вот за несколько дней до запланированного старта 11 мая 1987 г. Горбачев прилетел на космодром. 12 мая он знакомился с образцами космической техники, в том числе и военной. В итоге Генеральный секретарь ЦК КПСС остался очень доволен увиденным и услышанным. Время посещения-беседы с гостями в два раза превысило предусмотренное. В заключение М.С. Горбачев посетовал: "Очень жаль, что не знал всего этого до Рейкьявика!"

   13 мая во Дворце офицеров состоялась встреча Горбачева с военными и гражданскими работниками Байконура. Горбачев говорил долго, хвалил работников космодрома и создателей космической техники. Со стартом "Энергии" он не торопил, предложил сперва разобраться во всех проблемах и лишь при полной уверенности провести пуск такой сложной и дорогой системы. И еще он заявил:

   "...Наш курс на мирный космос не признак слабости. Он является выражением миролюбивой внешней политики Советского Союза. Мы предлагаем международному содружеству сотрудничество в освоении мирного космоса. Мы выступаем против гонки вооружений, в том числе и в космосе... Наши интересы тут совпадают и с интересами американского народа, и с интересами других народов мира. Они не совпадают с интересами тех, кто делает бизнес на гонке вооружений, хочет добиться через космос военного превосходства... Всякие разглагольствования о защите от ядерного оружия - это величайший обман народов. Именно с этих позиций мы и оцениваем так называемую Стратегическую оборонную инициативу, которую стремиться осуществить американская администрация... Мы категорически против переноса гонки вооружений в космос. Мы видим свой долг в том, чтобы показать серьезную опасность СОИ всему миру..."

   После этого судьба "Скифа", да и всей программы развития военно-космических систем стала ясна. И происшедший при запуске аппарата отказ, помешавший его выходу на орбиту, ускорил закрытие работ по данной программе.

   Некоторое время в КБ "Салют" еще продолжались работы над аппаратом 17Ф19Д "Скиф-Д1" N18101, старт которого в конце 1985 г. был перенесен на июнь 1987 г. Однако после потери интереса к программе у руководства страны, средств на программу стали выделять меньше, сроки пуска стали отодвигаться. Лишь к началу 1987 г. для "Скифа-Д1" на ЗиХе были изготовлены отсеки АФУ, ПСВ, ПСН, донный обтекатель, корпуса ПГО, ОДУ и боковых блоков целевого модуля. Корпуса остальных штатных отсеков целевого модуля планировалось изготовить к IV кварталу 1987 г.

   Возникли проблемы и с созданием в казанском НПО "Радиоприбор" системы наведения и удержания и фотооптической системы слежения. В связи с этим первый заместитель министра Общего машиностроения В.Х. Догужиев еще 20 апреля 1987 г. подписал решение о переносе сроков поставки стендовых комплектов СНУ и ССФО на 1989 г, а штатного комплекта - на 1990 г. С учетом этих сроков "Скиф-Д1" мог быть готов лишь к концу 1991 г. Проблемы с его системами решить не удавалось. По словам ведущего конструктора этой темы Ю.П.Корнилова, специалисты, работавшие над "Скифом", к тому времени подходили к этому аппарату с чисто восточной философией Ходжи Насредина: к тому моменту, когда придет срок готовности "Скифа-Д" "или эмир умрет, или - ишак".

      В сентябре 1987 г. работы по теме 17Ф19Д в КБ "Салют" и ЗиХе были приостановлены, да так и не возобновились. "Новое мышление" в международных отношениях и в то же время начавшийся кризис в советской экономике привели к полному прекращению финансирования темы тяжелых боевых орбитальных станций в 1989 г. Закат "холодной войны" привел и к закату советских "звездных войн".

   А в мае 1993 г. были прекращены все работы над РН "Энергия" и ОК "Буран". Это стало последней точкой в истории создания космического меча Империи.

Hosted by uCoz