Перейти в раздел - Главная страница      Перейти в раздел - Космические аппараты      Перейти в раздел- Ракетоносители      Перейти в раздел - Ссылки      Перейти в раздел- Форум     Перейти в раздел- Гостевая книга

Устройство космического аппарата «Полюс»


        Увеличить
   Устройство КА
Полюс (Скиф - ДМ)
Размеры: 705х2211
Тип: Рисунок JPEG
Размер: 205 КВ

   Станция "Скиф-ДМ" (Д - демонстрационный, М - макетный), предназначенная для отработки конструкции и бортовых систем боевого космического комплекса с лазерным оружием, получившая индекс 17Ф19ДМ, имела:

       общую длину почти 37 м,

       диаметр до 4,1 м,

       массу около 80 т,

       внутренний объем ок. 80 куб.м.

    Состояла из двух основных отсеков:

       меньшего - функционально-служебного блока (ФСБ)

       большего - целевого модуля (ЦМ).

    ФСБ представлял собой давно освоенный КБ "Салют" и лишь немного видоизмененный для этой новой задачи 20-тонный корабль, почти такой же, какими были транспортные корабли снабжения "Космос-929, -1267, -1443, -1668" и модули станции "Мир".

     Здесь размещались системы управления движением и бортовым комплексом, телеметрического контроля, командной радиосвязи, обеспечения теплового режима, энергопитания, разделения и сброса обтекателей, антенные устройства, система управления научными экспериментами.

    Все приборы и системы, не выдерживающие вакуума, располагались в герметичном приборно-грузовом отсеке (ПГО).

     В отсеке двигательной установки (ОДУ) размещались четыре маршевых двигателя, 20 двигателей ориентации и стабилизации и 16 двигателей точной стабилизации, а также баки, трубопроводы и клапаны пневмогидросистемы, обслуживающей двигатели. На боковых поверхностях ОДУ размещались солнечные батареи, раскрывающиеся после выхода на орбиту.

    Большая работа была проделана КБ по созданию нового крупного головного обтекателя, защищающего ФСБ от набегающего воздушного потока. Впервые он изготавливался из неметаллического материала - углепластика.

    Блок мишенного комплекса крупным планом. На левом снимке видна чаша антенны радиолокатора.

    Целевой модуль проектировался и изготавливался заново. При этом конструкторы ориентировались на максимальное использование уже освоенных узлов и технологий. Например, диаметр и конструкция всех отсеков позволяли использовать существующее технологическое оборудование на заводе им. Хруничева. Узлы, связывающие ракету-носитель с космическим аппаратом, брались готовыми - те же, что и для "Бурана", как и переходной стыковочный блок, связывающий "Полюс" с Землей на старте. Система отделения "Полюса" от ракеты также повторяла бурановскую.

              Увеличить
Стартовая конфигурация 
КА Полюс (Скиф - ДМ)
Размеры: 387х1998
Тип: Рисунок JPEG
Размер: 59,9 КВ

    Так как ФСБ являлся по сути уже освоенным ранее космическим аппаратом, для него нужно было облюсти такие нагрузки, на которые он рассчитывался при запуске ракетой-носителем "Протон". Поэтому из всех вариантов компоновки смогли выбрать лишь такой, при котором ФСБ располагается в головной части "Полюса". А поскольку двигательную установку, находившуюся в ФСБ, было невыгодно переносить в кормовую часть, после отделения от ракеты-носителя "Полюс" оказывался летящим маршевыми двигателями вперед.

    Целевой модуль "Скифа-ДМ" состоял из отсека рабочих тел (ОРТ), энергетического отсека (ОЭ), отсека специальной аппаратуры (ОСА), верхней (ПСВ) и нижней (ПСН) силовой проставок, проставки антенно-фидерных устройств (ПАФУ), донного обтекателя (ДО) и переходного стыковочного блока (ПСБ). Диаметр ЦМ был 4.1 м, длина с ДО и ПСБ - 25.2 м, максимальная ширина по боковым блокам ОСА - 7.6 м.

    Проставка АФУ обеспечивала крепление на ней антенн и стыковку ЦМ с ФСБ. Ее диаметр был 4.1 м, длина 0.6 м. Верхняя и нижняя силовые проставки служили для крепления "Скифа-ДМ" на РН. Система крепления была позаимствована с орбитального корабля "Буран". Диаметр обоих проставок был 4.1 м, длина ПСН - 1.5 м, ПСВ - 0.9 м.

    Отсеки рабочих тел и энергетический имели одинаковые геометрические размеры: длину 6.0 м и диаметр 4.1 м. Внутри ОРТ располагалась система хранения и подачи рабочих тел (СХПРТ). В нее входили 42 баллона с газовой смесью ксенона с криптоном, каждый емкостью 36 литров (масса всего запаса газовой смеси - 420 кг). Также в ОРТ стояла плата с пневмоавтоматикой и трубопровод для подачи газовой смеси через ОЭ в отсек специальной аппаратуры к системе безмоментного выхлопа. На внешней поверхности ОРТ стояли два блока системы разделения по 4 РДТТ в каждом и две петлевые антенны командной радиолинии.

    Энергетический отсек "Скифа-ДМ" был, практически, пустым, поскольку не были готовы электро-турбогенераторы. На его корпусе крепился лишь выходной патрубок СБВ. Патрубок был закрыт отстреливаемой крышкой. Снаружи отсека стояли два блока системы компенсации угловых скоростей по два РДТТ в каждом.

    Корпус отсека специальной аппаратуры имел диаметр 4.1 м и длину 7.5 м. На отсеке устанавливались два цилиндрических боковых блока (ББ): по I-й (ББ-I) и III-й (ББ-III) плоскостям аппарата. Внутри ОСА была установлена оригинальная металлическая термостатированная рама, в конструкции которой использовались детали из углепластика. Рама обеспечивала повышенную жесткость и точность установки аппаратуры спецкомплекса "Скифа-ДМ". На раме крепились цилиндрический герметичный отсек со сферическими крышками, в котором размещалась аппаратура БРЛС, блоки системы наведения и удержания, система безмоментного выхлопа. На переднем торце ОСА крепились антенна БРЛС, лазер и фотооптические датчики СНУ, бортовая плата для соединения систем аппарата с наземным оборудованием стартового комплекса. Снаружи ОСА стояли два блока системы разделения по 4 РДТТ в каждом и один блок системы компенсации угловых скоростей с двумя РДТТ.

    В боковых блоках ОСА размещались мишени с блоками механизма их выброса, а в герметичной части ББ-I - автоматика СНУ и СУБК. В ББ по I плоскости должны были стоять два типа мишеней:

     во внутренней обойме - десять малых надувных мишеней М1,

    во внешней обойме - 14 больших надувных мишеней М5 с бариевыми плазмогенераторами.

    В ББ по III плоскости КА размещалось десять мишеней с уголковыми отражателями М4. Боковые блоки были закрыты крышками, отстреливаемыми на этапе выведения на орбиту.

    Снизу ОСА закрывался сбрасываемым донным обтекателем конической формы длиной 1.7 м. На ДО крепился переходной стыковочный блок длиной около 1 м, соединявший бортовую плату с наземными системами стартового комплекса. Блок отделялся от донного обтекателя при прохождении сигнала "Контакт подъема".

              Увеличить
Конфигурация  в полёте
КА Полюс (Скиф - ДМ)
Размеры: 877х1886
Тип: Рисунок JPEG
Размер: 124 КВ

    Снаружи весь "Скиф-ДМ" имел специальное покрытие черного цвета. Оно должно было обеспечить температурный режим аппарата. Внутри целевого модуля "Скифа-ДМ" стояло слишком мало тепловыделяющих устройств. Поэтому и нужно было максимально использовать солнечное тепло для обогрева. Черное покрытие позволяло это делать. Десять лет спустя то же самое покрытие с той же целью было использовано на Энергетическом модуле "Заря" (ФГБ) 77КМ N17501 для Международной космической станции.

    Еще раз надо подчеркнуть, чтобы развеять массу слухов, ходящих о "Полюсе"/"Скифе-ДМ": боевого мегаватного лазера на нем не стояло, впрочем, как и электро-турбогенераторов, обеспечивающих его работу! И еще, никакого поражения с борта "Скифа-ДМ" отстреливаемых мишеней не предполагалось: их просто нечем было поражать!

    Комплекс, состоящий из РН 11К25 "Энергия" N6СЛ и КА 17Ф19ДМ "Скиф-ДМ" N18201, получил обозначение 14А02. Основной задачей для "Скифа-ДМ" стала проверка принципов создания КА 100-тонного класса, выводимого ракетой 11К25 "Энергия". Опыт создания 17Ф19ДМ должен был пригодиться при последующих работах над аппаратами тяжелого класса. Впервые в отечественной космонавтике полезная нагрузка располагалась асимметрично на ракете, сбоку. Создавался ряд новых систем с развитием новых технологий и освоением новых материалов. Создавалась и новая кооперация предприятий, которая в будущем должна была работать над "советской СОИ". Кроме КБ "Салют" и Завода им. М.В.Хруничева в создании "Скифа-ДМ" принимали участие 45 предприятий Министерства общего машиностроения и 25 предприятий других отраслей.

Hosted by uCoz