Перейти в раздел - Главная страница      Перейти в раздел - Космические аппараты      Перейти в раздел- Ракетоносители      Перейти в раздел - Ссылки      Перейти в раздел- Форум     Перейти в раздел- Гостевая книга

Орбитальные Космические Станции «Алмаз» и «Салют»
 

Содержание :

Идея создания

Салют-1

Салют-2

Салют-3

Салют-4

Салют-5

Салют-6

Салют-7

Схема Салюта-7

 

  Первоначальный проект системы «Алмаз»:
1 и 7 - возвращаемые аппараты; 2 и 4 - солнечные батареи; 3 - функционально-грузовой блок ТКС; 5 - станция «Алмаз»; 6 - радиолокатор бокового обзора

 

Идея создания

    Идея пилотируемой космической станции, предложенная К.Э.Циолковским, начала находить свое воплощение в набросках аппаратов, предназначенных для длительного пребывания человека в космическом пространстве, сделанных С.П.Королевым еще до запуска первого ИСЗ, Впоследствии эти мысли вылились в исследования по теме «Союз». Королев предполагал в будущем реализовать эту идею, но большая загруженность другими работами не позволила ему сделать это.
    В США работы по орбитальным станциям вскоре после их начала получили четкую военную ориентацию, Чтобы не отстать от Америки в этих вопросах, в Советском Союзе к середине 60-х годов проводились научно-исследовательские работы по созданию пилотируемых станций. Кроме ОКБ-1, в котором предполагалось с помощью сборки на орбите создать станцию, в работу включилось ОКБ-52 под руководством В.Н.Челомея.
Начало работ над проектом орбитальной станции в ОКБ-52 можно отнести к 12 октября 1964 г., когда генеральный конструктор предложил сотрудникам предприятия заняться созданием посещаемой орбитальной пилотируемой станции (ОПС) со сменяемым экипажем из 2-3 человек и сроком существования год-два. Станция предназначалась для решения задач научного, народнохозяйственного и оборонного значения и выводилась на орбиту носителем УР500К. Эскизный проект ОПС, а точнее, ракетно-космической системы, получившей наименование «Алмаз» был принят в 1967 г, межведомственной комиссией из 70 известных ученых и руководителей КБ и НИИ промышленности и Министерства обороны.
    «Алмаз» был задуман как космический наблюдательный пункт с комфортабельными условиями для экипажа и хорошим оснащением аппаратурой наблюдения, точной системой ее наведения, способный следить как за лесными пожарами и загрязнением морей и рек, так и за перемещениями военных сил.
Для доставки на станцию экипажа и запасов разрабатывался свой транспортный корабль снабжения (ТКС), рассчитанный на вывод той же ракетой УР500К, Вначале предполагалось снабдить и станцию и ТКС аналогичными возвращаемыми аппаратами (рис. 4), рассчитанными на спуск экипажа с орбиты, но вскоре от этой идеи отказались. ВА остался только на транспортном корабле.
    Станция «Алмаз» была приспособлена для длительной работы экипажа из трех человек. Конструктивно гермоотсек ОПС разделялся на две зоны, которые можно условно назвать зоной большого и зоной малого диаметров. Зона малого диаметра располагалась в передней части станции и закрывалась при выведении коническим головным обтекателем. Далее шла зона большого диаметра. Стыковка транспортных КК должна была осуществляться с задней торцевой части ОПС, где находилась сферическая шлюзовая камера (ШК), соединявшаяся с гермоотсеком большим переходным люком, В задней части ШК размещался пассивный стыковочный узел, в верхней - люк для выхода в открытый космос, в нижней - люк в камеру, из которой можно было спускать на Землю капсулы с материалами исследований. Капсула имела свою пороховую ДУ, парашютную систему, сбрасываемый теплозащитный экран и спускаемый отсек с маяком. Стабилизация ее перед включением ДУ осуществлялась закруткой после необходимой ориентации перед выпуском со станции. Вокруг ШК размещались агрегаты двигательных установок ОПС, развертываемые антенны и две большие панели солнечных батарей. Хвостовая часть станции с ШК закрывалась конусообразным щитом из экранно-вакуумной теплоизоляции.
В передней части гермоотсека в зоне малого диаметра размещался бытовой отсек экипажа со спальными местами, столиком для приема пищи, креслом для отдыха и иллюминаторами для обзора.
    За бытовым - рабочий отсек с пультом управления, рабочим местом, оптическим визиром, позволяющим останавливать бег земной поверхности и наблюдать отдельные детали, панорамно-обзорное устройство для широкого обзора Земли, перископическое устройство для осмотра окружающего космического пространства. Задняя часть гермоотсека была занята аппаратурой наблюдения и системой управления.
Большой оптический телескоп для наблюдения Земли занимал место позади рабочего отсека от пола до потолка ОПС. Предполагалось, отсняв участки суши или моря, проявить фотопленку прямо на станции, просмотреть ее и наиболее интересные кадры передать по телевизионному каналу Остальную пленку можно было спустить на Землю в капсуле.
    Учитывая, что в период проектирования ОПС «Алмаз» в США велись работы над различного рода космическими инспекторами-перехватчиками спутников, на станции были приняты меры для защиты от подобных перехватчиков и буксировщиков: ОПС оснащалась авиационной скорострельной пушкой конструкции А.Э.Нудельмана. Ее можно было навести в нужную точку через прицел, поворачивая станцию. Нападать на кого-либо «Алмаз», конечно, не мог - это было лишь средство самозащиты.
    Работы по ракетно-космической системе «Алмаз» распределялись так: проект в целом, сама станция и ВА корабля ТКС разрабатывались в головной организации В.Н.Челомея - Центральном конструкторском бюро «Машиностроение» (ЦКБМ), ТКС (его функционально-грузовой блок) - в филиале № 1 ЦКБМ. Там же создавалась ракета УР500К. Станция, корабль и носитель должны были изготавливаться на машиностроительном заводе им. Хруничева.
На первом этапе создания системы «Алмаз» экипажи на ОПС должны были доставляться КК «Союз». В этом вопросе было налажено взаимодействие между ЦКБМ и ОКБ С. П. Королева (ЦКБЭМ).
    Перед создателями комплекса «Алмаз» со стороны заказчика были поставлены очень сложные задачи по характеристикам аппаратуры, надежности и длительности ее функционирования. И если к концу 1969 г. график работ по созданию корпусов ОПС и некоторых служебных систем соблюдался четко, то работы над приборным составом станции затянулись.
    К 1970 г. были созданы корпуса восьми стендовых и двух летных блоков ОПС и велась наземная отработка систем станции. Был определен состав экипажей для полетов на станцию, тренировки которых велись в Центре подготовки космонавтов.
Однако по определенным причинам под нажимом руководства министерства общего машиностроения изготовленные корпуса, оснастка, часть аппаратуры и документация были переданы в ЦКБЭМ, где на основе ОПС «Алмаз» с применением систем КК «Союз» в кооперации с филиалом № 1 ЦКБМ менее чем за год была создана долговременная орбитальная станция (ДОС) - «Изделие 17К».
    ДОС отличалась от ОПС переходным отсеком в передней части зоны малого диаметра, к которому производилась стыковка КК «Союз». В хвостовой части станции был установлен модифицированный ПАО корабля «Союз», Энергопитание станции предполагалось осуществлять с помощью четырех небольших солнечных батарей, также взяты» с КК «Союз» и смонтированных попарно в районе зоны малого диаметра и ПАО. В приборном отношении ДОС также имела очень мало общего с ОПС «Алмаз»: последняя была гораздо более насыщена аппаратурой.
    В связи с ускорением работ по ДОС для полетов к станции в ЦКБЭМ была спешно разработана транспортная модификация корабля «Союз», имеющая стыковочный агрегат новой конструкции.

Салют-1

    ДОС-1 была запущена 19 апреля 1971 г. под названием «Салют». Для доставки экипажа на станцию 23 апреля 1971 г. стартовал КК «Союз-10», однако его экипаж (В, А. Шаталов, А. С. Елисеев и Н, Н. Рукавишников), состыковавшись со станцией, перейти в нее не смог из-за дефекта в узле стыковки. После этого короткого визита орбитальная научная станция «Салют-1» в течение полутора месяцев продолжала полет по околоземной орбите в автоматическом режиме под наблюдением советского Центра управления полетами. Затем 6 июня стартовал транспортный корабль «Союз-11» с новым экипажем на борту - командиром корабля подполковником Георгием Добровольским, бортинженером Владиславом Волковым и инженером-испытателем Виктором Пацаевым. После проведения в автоматическом режиме необходимых маневров по сближению корабля и станции на орбите экипаж с расстояния 100 м осуществил операции по сближению и причаливанию вручную. При стыковке были автоматически соединены электрические цепи и гидравлические коммуникации транспортного корабля «Союз-11» и станции. После выравнивания давления в корабле и станции космонавты открыли крышки герметичного люка и вошли в помещение станции. Очень важный элемент - стыковочный узел - имел практически новую конструкцию. Он обеспечивал не только более жесткое «стягивание» двух космических аппаратов после стыковки, но и более эффективную герметизацию. Станция состоит из трех основных отсеков - переходного, рабочего и агрегатного. Вдоль продольной оси станции в направлении от стыковочного узла расположены переходный отсек в виде конуса и короткого цилиндра диаметром 2 м, за ним следует рабочий отсек, состоящий из двух цилиндров диаметром 2,9 и 4,15 м, соединенных между собой, и наконец агрегатный отсек в виде цилиндра диаметром 2,2 м. В последнем отсеке расположен ракетный двигатель. Д-р технических наук К. П. Феоктистов, конструктор космических кораблей и летчик-космонавт СССР, так описывает устройство орбитальной научной станции. Поднявшись на борт станции, космонавты попадают в переходный отсек, где установлена часть астрофизической аппаратуры и пульты управления. Переходный отсек связан герметически закрывающимся люком с рабочим отсеком станции. В передней части этого отсека имеется центральный пост с двумя рабочими креслами космонавтов, на которых они располагаются лицом к люку. Перед ними пульты управления и приборные доски, по обе стороны - приборы управления и командно-сигнальные устройства такого же типа, как и на борту пилотируемого транспортного корабля «Союз». В отсеке оборудованы пост для астрофизических исследований, пост по изучению окружающей космической среды, два рабочих места для проведения научных экспериментов. Слева и справа от рабочих мест космонавтов размещены бортовое оборудование, регенерационные установки, вентиляторы и поглотители углекислоты, за ними - аппаратура для проведения медико-биологических исследований и в конце отсека основное бортовое оборудование станции. Полная длина орбитального комплекса «Салют-1 » - «Союз» 21,4 м; масса орбитального комплекса более 25 т. Феоктистов, в частности, особо подчеркнул необходимость совершенствования аппаратуры для астрономических исследований и проведения работ в интересах народного хозяйства. Он отметил, что «Салют-1» - это большая орбитальная научная станция, оснащенная несколькими тоннами аппаратуры и приборов, включая телескопы, спектрометры, электрофотометры и телевизионные установки. За длительное время работы станции можно считать установленным, что человек должен отправляться в космос не столько для проведения большого числа экспериментов, сколько для выбора целесообразных методов проведения исследований на борту орбитальной научной станции. Космические орбитальные станции такого типа, как утверждает Феоктистов, будут приносить неоценимую помощь в решении многих земных проблем, включая предсказание урожая сельскохозяйственных культур и разведку полезных ископаемых. Уже сейчас можно провести ряд астрономических исследований, и эта часть научной программы будет в будущем расширяться за счет проведения измерений в различных областях спектра. На борту орбитальной научной станции «Салют-1» находилась система звездных телескопов «Орион» - сложная и высокоточная оптическая система с электронными преобразователями оптического изображения. Один телескоп и спектрограф были смонтированы снаружи герметичного рабочего отсека станции, другой телескоп находился внутри станции. Проводящий астрономические наблюдения космонавт наводил телескоп на выбранную для исследования звезду с помощью оптического визира. Во время фотографирования звезды положение телескопа фиксировалось. Спектрограммы яркой звезды Альфы Лиры были получены в двух различных участках ультрафиолетовой части спектра.
На станции проводились эксперименты по исследованию влияния невесомости на развитие растений, начатые на борту пилотируемых космических кораблей «Союз». Ученые-биологи хотели узнать, как будут приспосабливаться к длительному состоянию невесомости растения, которые могут быть использованы для снабжения будущих космических станций кислородом и пищей. С этой целью было отобрано несколько видов растений. Лук-крепис был подходящим объектом для наблюдения процесса деления клеток в условиях невесомости; прочность выращенных стеблей льна оказалась даже более высокой, чем можно было ожидать в условиях невесомости. Космонавты также изучали явление пропадания радиосигналов (из-за высокочастотного электронного резонанса в передающих антеннах), продолжали наблюдения земной поверхности и метеорологических явлений над ней. Полностью завершив обширную программу научно-технических экспериментов, космонавты перешли в транспортный корабль «Союз-11» и расстыковались с орбитальной станцией «Салют-1» . Несчастье случилось после того, как сработали тормозные двигатели и корабль начал спуск. При отделении орбитального отсека корабля «Союз-11 » в спускаемом аппарате неожиданно открылся клапан для выравнивания давления (срабатывающий в штатном режиме на высоте 4 км) и весь воздух из спускаемого аппарата вытек в вакуум. Аппарат произвел нормальную посадку на раскрывшемся над ним парашюте, но когда к нему прибыли группы поиска и был открыт люк спускаемого аппарата, космонавты были мертвы. Этот трагический эпизод в истории советской программы освоения космоса показал, что все еще существует огромный риск при осуществлении космических полетов. Через 175 сут после запуска Центр управления полетами дал команду на срабатывание тормозных двигателей, станция «Салют-1» вошла в плотные слои атмосферы и, не причинив при посадке никаких неприятностей, упала в Тихий океан.

Салют-2

    3 апреля 1973 г. на околоземную орбиту была выведена научная станция «Салют-2», которая функционировала в непилотируемом режиме до 25 апреля 1973 г. Советские конструкторы работали над устранением недостатков, которые были обнаружены при полете пилотируемого транспортного корабля «Союз-11» . 27 сентября 1973 г. на орбиту был выведен космический корабль «Союз-12» с космонавтами - командиром корабля подполковником Василием Лазаревым и бортинженером Олегом Макаровым на борту. Полет был завершен 29 сентября 1973 г. С целью повышения безопасности полета конструкция корабля «Союз» была значительно изменена. Вместо третьего кресла космонавта было размещено дополнительное оборудование системы жизнеобеспечения. Члены экипажа при выведении корабля на орбиту, при стыковках и спуске стали надевать скафандры, снимая их в процессе орбитального полета. Другое важное изменение в конструкции корабля «Союз» - отказ от панелей собственных солнечных батарей. С этого времени пилотируемые транспортные корабли «Союз» снабжаются электроэнергией от химических аккумуляторных батарей, что ограничивает время автономного полета корабля двумя с половиной сутками. После стыковки корабля «Союз» с орбитальной станцией его аккумуляторные батареи могут подзаряжаться от солнечных батарей станции.

    С 18 по 26 декабря 1973 г. был осуществлен независимый полет космического корабля «Союз-13», пилотируемого экипажем в составе командира корабля Петра Климука и бортинженера Валентина Лебедева. Корабль был укомплектован приборами, предназначенными для дальнейшего использования на борту космических станций типа «Салют». Была испытана уникальная система телескопов «Орион-2» , позволяющая производить спектрографирование звезд до 9,5 - 10-й величины в ультрафиолетовом диапазоне спектра на площади 20 квадратных градусов.

 

Салют-3

    Спустя полгода 26 июня 1974 г. был произведен запуск орбитальной научной станции «Салют-3» с целью продолжения медико-биологических исследований, получения данных для решения народнохозяйственных задач и проверки работоспособности новых элементов конструкции и оборудования на борту станции. Вслед за станцией «Салют-3» 3 июля стартовал пилотируемый транспортный корабль «Союз-14» с космонавтами - командиром корабля полковником Павлом Поповичем и бортинженером подполковником Юрием Артюхиным. Они успешно провели стыковку и перешли на борт станции. Стало очевидным, что теперь Советский Союз имеет орбитальную космическую станцию более совершенной конструкции. В ней более рационально были использованы внутренние помещения, усовершенствованы ряд систем и аппаратура для выполнения запланированных научно-технических исследований и экспериментов. Характерными особенностями данной станции являлись более точная система ориентации и использование солнечных батарей, панели которых, поворачиваясь относительно ее корпуса, могли устанавливаться под оптимальным углом к Солнцу. Благодаря этому обеспечивалось получение максимальной электроэнергии без нарушения заданной ориентации станции в пространстве. Отмечалось также усовершенствование порядка проведения космонавтами физических упражнений. Часть бытового помещения занимал комплексный тренажер, состоявший из бегущей дорожки типа движущейся ленты транспортера и специальных нагрузочных костюмов с вшитыми в них эластичными резиновыми шнурами, создававшими во время бега нагрузку на все тело и на отдельные группы мышц. В жилых помещениях станции имелся богатый выбор питательной пищи и напитков, которые можно было подогревать на электрической плите. Здесь также находились радиоаппаратура, печатающий на ленту телеграфный аппарат и небольшая библиотека. Для изучения распределения аэрозольных частиц в земной атмосфере использовался спектрограф; продолжались эксперименты по выращиванию культур бактерий и опробование установки для регенерации воды из атмосферы станции. Космонавты провели также тщательную отработку всех новых технических систем, которые найдут применение на будущих орбитальных станциях и космических кораблях. Выключив ряд бортовых систем и оставив станцию для продолжения полета в автоматическом режиме, 19 июля после завершения программы полета экипаж вернулся на Землю. Основная программа работ на борту орбитальной научной станции «Салют-3» была завершена 26 сентября. Тремя днями раньше от станции был отделен возвращаемый аппарат с материалом исследований и экспериментов. Аппарат приземлился в заданном районе территории Советского Союза. Полет станции в автоматическом режиме с выполнением дополнительной программы исследований в интересах народного хозяйства продолжался до 25 января 1975 г. После подачи команды на включение тормозных двигателей станция вошла в атмосферу и затонула в Тихом океане.

Салют-4

    26 декабря 1974 г. в Советском Союзе была запущена еще одна орбитальная научная станция - «Салют-4». А 11 января 1975 г. вслед за станцией с целью стыковки с ней на транспортном корабле «Союз-17» стартовали космонавты - командир корабля подполковник Алексей Губарев и бортинженер Георгий Гречко. Станция «Салют-4» была создана на базе предшествующих станций этого класса как многоцелевая космическая лаборатория с широким кругом задач. Заметное отличие станции «Салют-4» от первой станции этой серии состояло в том, что вместо размещенных спереди и сзади двух пар солнечных батарей, раскрывавшихся подобно «крыльям», на корпусе ее центрального блока были смонтированы три панели солнечных батарей по «самолетной» схеме. Для разгрузки космонавтов от утомительной и кропотливой работы по ориентации станции, которая необходима практически при проведении всех экспериментов, применена оригинальная автономная система навигации «Дельта». В число запланированных экспериментов входила работа с аппаратурой для конденсации воды из атмосферы станции, которую можно использовать для приготовления пищи, питья и личной гигиены. Экипажем была проведена уникальная технологическая операция в космосе - напыление нового отражающего слоя на оба зеркала солнечного телескопа. Космонавты вернулись на Землю 9 февраля 1975 г., станция продолжала работать в автоматическом режиме. 24 мая 1975 г. был произведен запуск корабля «Союз-18», который доставил на орбитальную научную станцию «Салют-4» космонавтов - командира корабля подполковника Петра Климука и бортинженера Виталия Севастьянова. Научная программа этой экспедиции в значительной мере продолжала программу предыдущего экипажа. Космонавты с помощью рентгеновского телескопа измерили характеристики источников рентгеновского излучения в созвездиях Скорпиона, Девы, Лебедя и др., горячего ядра планетарной туманности в созвездии Лиры и источника пульсирующего рентгеновского излучения в созвездии Геркулеса. Были проведены биологические эксперименты на микроорганизмах, низших и высших растениях, насекомых и икре лягушек. Осуществлялись регулярные наблюдения за сельскохозяйственными угодьями и лесами. При фотографировании поверхности Земли с целью обнаружения запасов полезных ископаемых использовалась аппаратура, позволяющая получать изображения исследуемых геологических образований в различных диапазонах спектра электромагнитного излучения. Эта исключительно успешная космическая экспедиция продолжалась 63 сут. Экипаж вернулся на Землю 26 июля 1975 г. Разработка новых методов управления космическими аппаратами сделала возможным пополнение запасов на орбитальных научных станциях с помощью космических кораблей-автоматов. Беспилотный транспортный корабль «Союз-20», запущенный 17 ноября 1975 г., состыковался с орбитальной научной станцией «Салют-4» с целью дальнейшей отработки и испытания систем стыковки корабля и станции, конструкции и бортовых систем обоих космических аппаратов. В состав полезного груза транспортного корабля «Союз-20» был включен ряд биологических объектов - высших растений и живых организмов, с которыми в течение 3 мес проводились комплексные биологические эксперименты. Корабль вернулся на Землю 16 февраля 1976 г. Всего станция «Салют-4» работала на космической орбите более двух лет.

Салют-5

    После запуска 22 июня 1976 г. орбитальной станции «Салют-5» с целью стыковки с ней 6 июля 1976 г. стартовал транспортный корабль «Союз-21» с экипажем в составе командира корабля полковника Бориса Волынова и бортинженера подполковника-инженера Виталия Жолобова. Эта экспедиция должна была решать задачи прикладного характера, включающие проведение комплекса технологических экспериментов по изучению затвердевания в условиях невесомости эвтектического сплава висмута, свинца, олова, кадмия («Сфера»), по выращиванию кристаллов алюмокалиевых квасцов из пересыщенного раствора («Кристалл»), по исследованию процессов пайки («Реакция»), по изучению процессов массопереноса в невесомости («Диффузия», «Поток») и др. С помощью ручного инфракрасного спектрометра космонавты изучали загрязнение земной атмосферы частицами, выбрасываемыми промышленными предприятиями. Одним из наиболее заслуживающих внимания экспериментов являлось исследование возможности перекачки топлива в космосе без использования насосов (эксперимент «Поток»). Было показано, что под действием силы поверхностного натяжения жидкость, содержащаяся в сфере, могла быть перекачана в другую емкость. Экипаж проводил наблюдения солнечной короны и выполнял фотографирование поверхности Земли с целью поиска минеральных ресурсов, оценки селевой опасности в горах, исследования районов проектирования гидротехнических сооружений, а также решения других важных народнохозяйственных задач. С помощью спектрометров проведены исследования ультрафиолетового излучения Солнца, а также получены данные о содержании в атмосфере отдельных компонентов - озона, водяного пара и др. на различной высоте в верхней атмосфере Земли. Экипаж проводил испытания установленной на станции экспериментальной электромеханической системы стабилизации. В отличие от системы стабилизации с использованием реактивных двигателей электромеханическая система не нуждается в запасе рабочего тела, а потому является более экономичной. Испытания прошли успешно. Большое внимание было уделено выращиванию низших и высших растений в «космическом саду». Среди биологических объектов на борту станции были различные культуры бактерий, дрозофилы и др. Проводились наблюдения за аквариумной рыбкой гуппи и ее икрой. 24 августа в 21 ч 33 мин по московскому времени космонавты приземлились в 200 км юго-западнее г. Кокчетава. Во время полета орбитальной научной станции «Салют-5» был запущен транспортный корабль «Союз-22» с космонавтами - командиром корабля полковником Валерием Быковским и бортинженером Владимиром Аксеновым на борту. В задачу этого полета не входила стыковка корабля с орбитальной станцией, хотя проведенные на его борту эксперименты имели отношение к работе орбитальных научных станций. На «Союзе-22» была установлена многозональная спектральная фотоаппаратура высокого разрешения МКФ-6, изготовленная известным оптическим предприятием «Карл Цейс Йена» в Германской Демократической Республике, с помощью которой в течение восьми дней в интересах народного хозяйства проводилось фотографирование территорий ГДР и Советского Союза.

Салют-6

    Запуск орбитальной научной станции «Салют-6» 29 сентября 1977 г. положил начало самой впечатляющей серии экспедиций на орбитальную станцию. Космический корабль «Союз-25» с экипажем в составе командира корабля подполковника Владимира Коваленка и бортинженера Валерия Рюмина стартовал с Байконура 9 октября того же года, однако, когда корабль в режиме автоматической стыковки приблизился к станции на расстояние порядка 120 м, из-за нерасчетного режима причаливания стыковка была отменена. 11 октября экипаж совершил посадку в 185 км северо-западнее г. Целинограда. Целесообразность двух стыковочных узлов у орбитальной научной станции «Салют-6» была продемонстрирована 11 декабря 1977 г. во время стыковки с транспортным кораблем «Союз-26». На этот раз экипаж - командир корабля подполковник Юрий Романенко и бортинженер Георгий Гречко - не стали пристыковываться к первому стыковочному узлу со стороны переходного отсека, состояние которого, по-видимому, вызывало беспокойство у членов предыдущей космической экспедиции, а пристыковались ко второму стыковочному узлу со стороны агрегатного отсека. После выравнивания давлений и открытия герметичного люка космонавты перешли в помещение станции. Одной из первых задач экипажа было проверить и исследовать состояние первого стыковочного узла. 20 декабря космонавт Гречко совершил выход в открытый космос для выяснения, нет ли наружных повреждений у этого стыковочного узла, но не обнаружил на нем «даже царапины». Программа работ экипажа включала исследование физических процессов и явлений в космическом пространстве, земной поверхности и ее атмосферы с целью получения данных в интересах народного хозяйства, медико-биологические исследования, проведение технологических экспериментов, технические эксперименты и испытания бортовых систем и аппаратуры станции. Второй стыковочный узел, использованный впервые для стыковки транспортного корабля «Союз-26» , разрешает задачу пристыковки к станции одновременно двух кораблей, что важно для осуществления смены экипажей, выполнения работ по спасению космонавтов и доставке пищевых продуктов и оборудования. Другое конструктивное изменение состояло в использовании системы регенерации воды из конденсата атмосферной влаги в составе штатных, постоянно действующих систем жизнеобеспечения станции; на орбитальной научной станции «Салют-4» эта система была чисто экспериментальной. Ее основное назначение - обеспечивать космонавтов питьевой водой. На станции появилась также складывающаяся кабина из полиэтилена, в которой космонавты могли принимать душ, не опасаясь, что вода попадет в жилые помещения. Когда 11 января 1978 г. подполковник Владимир Джанибеков и бортинженер Олег Макаров пристыковали свой «Союз-27» к орбитальному научному комплексу «Салют-6» - «Союз-26», впервые в мире начал действовать пилотируемый комплекс, состоящий из орбитальной станции и двух космических кораблей. Экипаж посещения пробыл на станции пять суток и, не столкнувшись практически ни с какими трудностями, после проведения ряда экспериментов на борту станции вернулся на Землю в космическом корабле «Союз-26».

Салют-7

    В конструктивном отношении станция «Салют-7» представляет собой усовершенствованную станцию «Салют-6», хорошо зарекомендовавшую себя во время длительного космического полета и подтвердившую возможность создания на орбите длительно существующих пилотируемых космических комплексов. По сравнению со станцией «Салют-6» в конструкцию станции «Салют-7» введены следующие изменения: установлен фрезерованный стыковочный узел вместо сварного, что повысило надежность стыковочного устройства, обеспечило возможность стыковки со станцией более тяжелых объектов, а также большего (по сравнению со станцией «Салют-6»)числа грузовых и транспортных кораблей; установлены крышки и бленды на ряд иллюминаторов, с некоторых иллюминаторов сняты покрытия, что позволило продлить их срок службы, улучшить их оптические характеристики; доработаны рабочие места космонавтов, доработана конструкция станции под установку приборов и агрегатов, что позволило улучшить эксплуатационные характеристики станции, повысило ее комфортабельность и способствовало успешному осуществлению международной и смешанной экспедиций посещения, когда на станции впервые работали 5 космонавтов; на наружной поверхности станции установлено специальное крепление, обеспечивающее фиксацию космонавта при выходе в открытый космос; запланировано наращивание солнечных батарей путем монтажа дополнительных панелей, что позволит компенсировать падение мощности системы электропитания при длительной работе солнечных батарей в условиях космического пространства и сохранить ее номинальное значение до завершающего этапа эксплуатации станции. В служебные системы станции «Салют-7» введены следующие усовершенствования: в системе обеспечения газового состава заменены на более совершенные регенераторы, поглотители, вентиляторы и пылесборники; в комплекте скафандра заменены блоки стыковки на новые, снабженные регенерационными патронами, ликвидирован блок фильтров воды и заменена опора, что позволило увеличить время работы в скафандре до 5,5 ч и улучшить условия работы в нем; в системе водообеспечения введена система «Родник», предназначенная для хранения питьевой воды и пополнения запасов воды путем заправки с грузового корабля, введен теплообменник-охладитель для охлаждения и подогрева воды до 10°С; указанные доработки направлены на повышение надежности системы водообеспечения и улучшение условий ее эксплуатации; в системе обеспечения питанием доработаны контейнеры рационов питания и подогреватель пищи, введен бортовой холодильник, что способствовало повышению комфортности условий приема пищи и работы экипажа; в системе принятия водных процедур установлен новый воздуховсасывающий агрегат усовершенствованной конструкции, введены электронагреватель воды и специальная защита для глаз, заменена оболочка с гермомолнией на более совершенную, что позволило повысить эффективность работы системы и ее надежность; в системе энергопитания сняты экраны солнечных батарей, исключены солнечные датчики, изменена схема вентиляции буферных батарей, доработаны усилители-преобразователи и блок логики. Кроме того, на станции «Салют-7» введена в штатную эксплуатацию система высокоточной автономной навигации «Дельта», прошедшая всестороннюю экспериментальную проверку на станции «Салют-6». Установлена система обнаружения и сигнализации пожарной ситуации «Сигнал-В». Комплекс научного оборудования станции «Салют-7» пополнился такими приборами, как рентгеновский телескоп РТ-4М для наблюдения за астрономическими объектами, электропечи «Кристалл» - «Магма-Ф» и «Корунд» для получения осооо чистых кристаллических материалов, французская фотоаппаратура «Пирамиг» и ПСН для изучения земной атмосферы и межпланетного пространства в видимом и инфракрасном диапазонах спектра, дешифратор снимков «Дуга» для аппаратуры ПСН, многоканальный синтезирующий проектор (МСП), повышающий скорость дешифрирования при получении цветных изображений с многозонального фотоаппарата МКФ-6М, биотехнологическая установка «Таврия» для получения биологически чистых веществ с помощью электрофореза, медицинская аппаратура функциональной диагностики «Аэлита». Все эти мероприятия по совершенствованию конструкции станции и по дооснащению ее новым научным оборудованием повысили ее надежность, расширили возможность автоматизации управления, обеспечили комфортные условия для экипажа, позволили расширить программу научных экспериментов.

    Исследования и эксперименты, выполненные первой основной экспедицией на станции «Салют-7» За время самой длительной 211-суточной экспедиции космонавтов А. Н. Березового и В. В. Лебедева были проведены 15 коррекций орбиты, 7 стыковок с космическими кораблями (с тремя кораблями «Союз-Т» и четырьмя кораблями «Прогресс»), одна перестыковка космического корабля и выход в открытый космос продолжительностью 2 ч 33 мин. Во время выхода были демонтированы и перенесены в помещение станции: прибор ММК-1 (измеритель потока микрометеоритов), панели с биополимерами, оптические панели и панели с различными конструкционными материалами. В открытом космосе установлены новые аналогичные приборы и панели. Космонавты провели операции с целью оценки эффективности применения термомеханических и резьбовых соединений из различных материалов. С борта станции были запущены два искусственных спутника Земли - «Искра-2» и «Искра-3» - для проведения экспериментов в области любительской радиосвязи. В экспериментах принимали участие молодежные и студенческие организации СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Лаоса, Вьетнама, Польши, Монголии, Румынии и Чехословакии. Всего на станции было проведено более 300 экспериментов и исследований, получено около 20 тыс. снимков земной поверхности в интересах науки и народного хозяйства. Исследования в области астрофизики. С помощью рентгеновского телескопа РТ-4М проведено 8 сеансов наблюдений, во время которых изучались 7 рентгеновских источников. Получена новая информация о сейфертовских галактиках, где наблюдался мощный всплеск излучения, и об источнике Лебедь Х-3. Проведены наблюдения центра нашей Галактики, где происходят мощные интенсивные нестационарные процессы. С помощью рентгеновского спектрометра СКР-02М-5-2А проведен цикл исследований по обнаружению новых источников рентгеновского излучения галактического и внегалактического происхождения и получению дополнительных данных об уже известных звездах. Исследовались характеристики переменного источника вблизи центра Галактики, мощного рентгеновского объекта Лебедь Х-1, переменного источника в созвездии Змееносца. Зарегистрирована мощная вспышка рентгеновского излучения сейфертовских галактик, которые отличаются активными ядрами. Вспышка длилась 12 ч, и яркость излучения в 30 раз превысила обычный средний уровень излучения этих галактик. Проводились также наблюдения Крабовидной туманности. Малогабаритный гамма-телескоп «Елена-Ф», доставленный на орбиту грузовым кораблем «Прогресс-15» 20 сентября 1982 г., использовался для измерения потоков гамма-излучения и заряженных частиц в околоземном космическом пространстве. Применение высокочувствительной фотоаппаратуры «Пирамиг» и ПСН, изготовленной специалистами Франции, позволило провести изучение атмосферы Земли, межпланетной среды и структуры галактик. С помощью электронно-оптического преобразователя удалось в 600 раз усилить естественное излучение объектов. Для дешифровки снимков аппаратуры ПСН и записи полученного изображения на магнитную ленту была использована аппаратура «Дуга», изготовленная специалистами Болгарии. Эта аппаратура применялась для фотографирования ночного неба, полярных сияний, зодиакального света, пылевых облаков в межпланетной среде и излучений верхней атмосферы Земли. Получены снимки кометы Остина. Фотометрия ночного неба с помощью ПСН выявила тонкости структуры слоев гидроксила на высоте 95 км, полярных сияний и серебристых облаков. Всего за время полета получено около 1200 снимков, из них 630 по просьбе ученых Франции. Наблюдались созвездия Стрельца, Ориона, Тельца, Возничего, Андромеды, Кассиопеи, Кита, Пегаса, туманность Андромеды, малое Магелланово облако. Электрофотометр ЭФО-Г, изготовленный в ЧССР, позволял выполнять опознавание звезд, наведение и фотометрические измерения заходящих звезд и планет. Исследовались запыленность и плотность атмосферы Земли. Исследования в области геофизики. Для сбора информации о природных ресурсах СССР и стран СЭВ использовались многозональный фотоаппарат МКФ-6М, широкоугольный фотоаппарат КАТЭ-140, телевизионная аппаратура «Нива» и многоканальный синтезирующий проектор для совмещения зональных снимков одного и того же участка поверхности МСП-4. Для визуальных наблюдений использовались 12-кратный бинокль, секстант, оптический визир. Проведено наблюдение и фотографирование крупных кольцевых образований и разломов земной коры в Прибалхашье, на Дальнем Востоке, в районах Белоруссии, Крыма, Украины, Кавказа, Средней Азии, Сибири, Черного и Каспийского морей, акваторий Атлантического и Индийского океанов. Между Каспийским и Аральским морями обнаружена цепочка ранее неизвестных структур, которые могут оказаться нефтегазоносными. На левобережье реки Волги определен контур месторождения газоконцентрата. Было передано около 33 сообщений для геологов. С учетом космических данных в настоящее время шесть геологических отрядов ведут поиск месторождений полезных ископаемых в районах Прикаспия, Арала и Прибалхашья. Фотографирование с орбиты помогло выявить в калмыцком Заволжье сотни древних поселений и археологические объекты, которые находятся глубоко под поверхностью Земли. Здесь когда-то пролегали дороги, текли реки. Обнаружено свыше 750 древних курганов. Для инвентаризации природных ресурсов водоемов велись наблюдения в соответствии с двадцатью заданиями по визуально-инструментальному зондированию Земли. Проводились наблюдения морского мелководья: рельефа дна, подводных ложбин, продолжения мысов, кос, подводных образований в дельтах крупных рек и т. п. Отмечалось прохождение паводков по рекам Кубань и Лаба. С борта станции наблюдалось состояние пастбищ в Чечено-Ингушетии, рост хлопка в Средней Азии, состояние посевов в Ставрополье и на Украине. Подобные исследования проводились для ПНР, ЧССР и МНР. Исследования в области космической технологии. На установках «Кристалл» - «Магма-Ф» с устройством для измерения и записи температуры в различных точках печи и ампул, изготовленным во Франции, проводились эксперименты: «Калибровка», «Ликвация» и «Диффузия». В рамках эксперимента «Калибровка» определялось температурное поле электронагревательной печи в различных режимах ее работы с одновременной регистрацией величины микроускорений, действующих вдоль оси станции. В эксперименте «Ликвация» отрабатывались методы получения новых композиционных материалов, состоящих из элементов с различными плотностями и температурами плавления. Эксперимент «Диффузия» был посвящен исследованию взаимопроникновения веществ в условиях невесомости в системе свинец - медь (свинец расплавлялся, медь оставалась в твердом состоянии). Для всех этих экспериментов ампулы с исходными веществами были подготовлены французскими учеными. На транспортном корабле «Прогресс-14» на борт станции была доставлена технологическая установка полупромышленного назначения «Корунд». Она предназначалась для получения образцов полупроводниковых и металлических материалов, пригодных для практического использования в экспериментальных приборах. В установке получены монокристаллы селенида кадмия и антимонида индия, которые являются приемниками инфракрасного излучения. Впервые на борту станции был проведен биотехнологический эксперимент «Таврия». Цель этого эксперимента - изучение процесса разделения смесей клеток тканей и получения высокочистых биологически активных веществ в условиях невесомости с помощью электрофореза (разделение частиц в электрическом поле в жидкой среде). В качестве разделяемых материалов были использованы клетки костного мозга животных, белки крови, клетки селезенки. На базе рассматриваемого метода в будущем станет возможным получение в космосе высококачественных лекарственных препаратов, например инсулина и урокиназы (препарата, препятствующего образованию тромбов). Технические эксперименты. В рамках программы технических экспериментов проведена отработка высокоточной системы автономной навигации «Дельта», определены динамические характеристики орбитального комплекса (эксперимент «Резонанс»), изучены поведение в космосе различных материалов (нержавеющая сталь, титановые сплавы и т.п.), находящихся под механическим напряжением (эксперимент «Ресурс»), вопросы применимости резьбовых соединений из различных материалов (эксперимент «Исток») и влияния космического вакуума на резиновые пластины (эксперимент «Эласт»). Медико-биологические исследования. Огромную ценность представляют медико-биологические исследования, проведенные в течение 211-суточного космического полета. В этих экспериментах использовалась новая исследовательская аппаратура «Аэлита» и «Эхограф». Аппаратура функциональной диагностики «Аэлита» позволяет не только изучить деятельность отдельных органов и систем человека, но и в комплексе оценить особенности функционирования организма в условиях невесомости, выявить индивидуальные особенности реакции на невесомость каждого космонавта и скрытые резервы организма человека. С помощью аппаратуры «Эхограф», изготовленной во Франции, проводились измерения распределения крови и скорости кровообращения в организме человека в условиях невесомости. Фундаментальным результатом медицинских исследований является установление факта, что увеличение продолжительности пребывания человека в космосе до 7 мес не приводит к появлению каких-либо качественно новых функциональных сдвигов в организме космонавтов по сравнению с полетом меньшей длительности. Достижения советской космической медицины позволяют с оптимизмом смотреть на проблемы, связанные с продолжительной работой человека в космосе. В различных биологических установках («Оазис-1М», «Светоблок», «Фитон», «Малахит» и др.) изучалось развитие высших растений в условиях космического полета. Впервые культивируемые в приборе «Фитон» растения арабидопсиса прошли полный цикл развития и дали семена на 45-е сутки после посева. Таким образом, при соответствующем подборе условий растения способны проходить в космосе все стадии развития.

Схема Салюта-7

 

  Орбитальный научно-исследовательский комплекс «Салют-7» - «Союз-Т» - «Прогресс»
   1
Антенны системы сближения.
   2 Иллюминатор.
   3 Дополнительные панели солнечных батарей.
   4 Солнечная батарея.
   5 Поручни.
   6 Спальное место космонавта.
   7 Контейнеры с пищевыми рационами.
   8 Промежуточная камера.
   9 Автоматический грузовой космический корабль «Прогресс».
  10 Доставляемый груз.
  11 Мишень для визуального наблюдения при ручной стыковке.
  12 Агрегатный отсек.
  13 Туалет.
  14 Отсек научной аппаратуры.
  15 Душевая установка.
  16 Многозональная фотокамера МКФ-6М.
  17 Рабочий отсек.
  18 Крышка люка.
  19 Центральный пульт управления.
  20 Пульт управления системой выхода в открытый космос.
  21 Скафандр.
  22 Люк выхода в открытый космос.
  23 Переходный отсек.
  24 Оптический визир спускаемого аппарата.
  25 Солнечная батарея.
  26 Пилотируемый космический корабль «Союз Т».


 

 

Hosted by uCoz